Бесплатный шиномонтаж

Аквапланирование: что это, из-за чего возникает, как избежать

Аквапланирование — это явление, которое возникает при езде по мокрому асфальту, глубоким лужам, когда автомобиль становится неуправляемым из-за недостаточного контакта с дорожной поверхностью. Потеря сцепления может быть как частичной, так и полной.

3edaa09a-a74d-4c14-a5d9-f72d6bd9d5aa.jpg

Когда колесо автомобиля катится по мокрому асфальту, то влага в пятне контакта естественным образом перетекает в канавки протектора, после чего — выходит за пределы беговой части шины. Даже у самых дешёвых моделей шин протекторы конструируют таким образом, чтобы вода уходила в стороны. И если асфальт слегка мокрый, а скорость авто небольшая, то проблем не будет.

Опасность возникает в сильный дождь, когда глубина воды составляет несколько сантиметров. Тогда дренажная система шины не справляется с отводом жидкости из пятна контакта. В результате протектор может не доставать до асфальта — под ним остаётся водяной слой. В этом случае говорят, что колесо «всплывает», утрачивает сцепление с дорожным полотном.

Для водителя аквапланирование — одна из наибольших опасностей на дороге, поскольку он не может ни сохранить заданное направление, ни повернуть, ни затормозить. Причём при резких движениях руля ситуация может только усугубиться.

Причины аквапланирования

Когда машина едет по лужам, её шины выдавливают воду и толкают перед собой. И если авто достигает критической скорости, колесо взбирается на этот водяной клин, теряет контакт с поверхностью.

Развитию аквапланирования способствуют несколько факторов:

  1. Скорость. Чем медленнее движение авто, тем эффективнее протектор удаляет воду из пятна контакта.

  2. Количество воды. Тонкая водяная плёнка на асфальте не создаёт существенных сложностей для движения, но если глубина лужи — 5–10 см, то потеря контакта с дорогой возможна и при скорости 40 км/ч.

  3. Качество шин. Форма протектора, состав резиновой смеси влияют на стойкость к аквапланированию. Тесты показывают, что шины премиум-сегмента справляются с этой задачей значительно лучше бюджетных аналогов.

  4. Качество дорожного полотна. Риск аквапланирования повышается, если машина едет по продавленным в асфальте колеям, в которых скапливается вода. Аналогична ситуация с лужами, низинами.

  5. Состояние авто. Сильный износ амортизаторов может стать причиной нестабильного контакта колёс с дорогой и повысить риск аквапланирования. Ситуацию ухудшают старые шины с неравномерным износом.

Загруженное авто сможет дольше удерживать контакт с дорогой, чем пустое. Аналогичным образом тяжёлые машины лучше справляются с аквапланированием, чем малолитражки, которым сложнее продавить слой воды.

Понятие критической скорости

Аквапланирование во многом зависит от скорости движения автомобиля. Пока машина едет не быстрее 60–70 км/ч, любые современные шины успевают отводить воду из пятна контакта. Соответственно, протектор сцепляется с дорогой, и риска заноса не возникает.

Риск аквапланирования появляется при критических скоростях — в зависимости от качества шин, это 70–100 км/ч. Тогда дренажная система уже не справляется с отводом жидкости. Результат: шины «всплывают», утрачивают плотный контакт с поверхностью, и машина перестаёт адекватно реагировать на рулевые команды.

Как избежать аквапланирования

Чтобы сохранить управляемость автомобиля на воде, нужно сделать следующее:

  1. Соблюдать безопасный скоростной режим. По мокрому асфальту желательно ехать со скоростью до 60 км/ч, по глубоким лужам — до 30–40 км/ч.

  2. Использовать качественные шины. Большинство бюджетных моделей могут обеспечить безопасную езду только на сухом асфальте. Если вы проживаете в регионе с частыми дождями, выбирайте шины с высокой стойкостью к аквапланированию.

  3. Следить за износом шин. Многие производители проставляют на шинах метки, которые позволяют контролировать уровень износа. Даже модели премиум-класса существенно теряют в устойчивости к аквапланированию при уменьшении глубины протектора.

При езде по влажному асфальту следует избегать резких, сложных манёвров. Также желательно держаться на значительном расстоянии от других автомобилей.

Поведение при аквапланировании

Если ваша машина утратила контакт с поверхностью на мокром асфальте, важно не паниковать и придерживаться таких рекомендаций:

  1. Прочно держите руль. Это правило распространяется на любые сценарии езды по воде. Когда машина попадает в лужу одним колесом, возрастает сопротивление движению. Соответственно, происходит неравномерное снижение скорости, возникает удар, который может выбить руль из рук водителя. Поэтому важно держать его двумя руками в положении 10–2 или 9–3 (соответственно циферблату часов).

  2. Зафиксируйте рулевое колесо в текущем положении. При потере управления большинство водителей пытаются хаотично развернуть машину в сторону, противоположную заносу. Но во время аквапланирования это сделать не удастся, зато возможны дополнительные проблемы, когда колёса, наконец, возобновят контакт с асфальтом. Тогда вывернутый руль может спровоцировать не только неконтролируемый занос, но и опрокидывание машины. Поэтому не стоит изменять положение рулевого колеса — подождите, пока протектор вновь сцепится с дорогой. В большинстве случаев аквапланирование длится несколько секунд.

  3. Сбавьте газ. Важно сделать это не рывком, поскольку резкое изменение скорости может привести к заносу. По этой же причине не следует изо всех сил жать на тормоз — это лишь усугубит ситуацию. Сбросьте газ максимально плавно. При движении по воде именно торможение двигателем приводит к быстрому снижению скорости, в особенности, на переднеприводных авто.

Остается ждать, пока руль снова «потяжелеет». Это признак того, что машина снова стала управляемой. Теперь нужно стабилизировать её. Водителям желательно выработать чёткую реакцию на занос и соблюдать алгоритм действий при возникновении риска аквапланирования.