Автомобильная подвеска, признаки её неисправности, советы по ремонту
Автомобильная подвеска соединяет колёса транспортного средства с его кузовом, обеспечивая комфорт, управляемость и безопасность во время движения. Она помогает смягчать удары и вибрации от неровностей дороги, а также поддерживает устойчивость автомобиля. В некоторых ТС в систему включён ещё и стабилизатор поперечного устройства.
Все подвески, в зависимости от типа направляющего элемента, делят на две большие группы:
-
независимая подвеска — колёса подвешены независимо, и изменение положения одного колеса не влияет на другие;
-
зависимая подвеска — левое и правое колёса связаны между собой посредством жёсткой балки, при перемещении одного колеса в поперечной плоскости происходит перемещение второго.
В случае с независимой подвеской перемещение колёс осуществляется в разных плоскостях.
Главная функция подвески — амортизация ударов при наезде на кочки и выступающие части дорожного покрытия. Она обеспечивает стабильность при движении и управлении автомобилем. Отметим, что нарушения в работе подвески могут привести к серьёзным последствиям, включая аварии и повышенный износ других деталей автомобиля. А потому для безопасности водителя и пассажиров важно, чтобы данная система была исправна.
Далее в статье мы рассмотрим виды поломок подвески, способы их диагностики и устранения.
Основные виды неисправностей автомобильной подвески
К основным видам неисправностей подвески транспортного средства относят:
-
Износ амортизаторов. При такой неисправности происходит увеличение тормозного пути, появляются сильные колебания кузова при наезде на кочки, заметны «провалы» при резком ускорении или торможении.
-
Неисправности в системе растяжек и цепей. В этом случае увеличивается люфт в подвеске, появляются постукивания или скрипы при движении.
-
Поломку пружин или снижение их жёсткости. Отмечают неровную посадку автомобиля, изменения в клиренсе, шумы при езде.
-
Нарушение геометрии передних колёс/развал-схождение. Оно приводит к неравномерному износу шин, непредсказуемому поведению автомобиля на дороге, изменению углов установки колёс.
Также встречаются такие поломки, как нарушение герметичности, «пробой» подвески, проблемы с шаровыми опорами, износ втулок, деформация рычагов подвески, проблемы со стабилизатором, износ или механические повреждения опоры амортизатора.
Основная причина перечисленных поломок — это плохое качество дороги. Помимо этого, на срок службы подвески и её элементов оказывает влияние стиль вождения, некачественные комплектующие и даже неквалифицированное обслуживание.
Симптомы неисправностей подвески
Подвеска может выйти из строя как мгновенно, например, при наезде на кочку, так и постепенно. Определить, что у вас есть проблема с подвеской, можно по следующим признакам:
-
неравномерное истирание шин;
-
необычные звуки: скрипы, стуки или свисты, особенно при движении по неровностям;
-
ухудшение управляемости;
-
занос при езде в сторону;
-
раскачивание при торможении и на поворотах;
-
вибрация в ходе движения.
Отметим, что указанные выше признаки могут проявляться и при неисправности работы рулевого колеса, при проблемах со ступичным подшипником, при высокой степени износа шин. К примеру, низкое давление в шинах может привести к тому, что транспортное средство будет уходить в сторону. А также может возникнуть неприятная вибрация при движении.
Установить реальную причину проблемы можно лишь при тестировании, детальном осмотре и дефектовке элементов автомобильной подвески.
Методы диагностики
Диагностировать подвеску можно следующими методами:
-
Проверка машины на подъёмнике и визуальный осмотр: позволит выявить видимые повреждения, оценить общее состояние подвески.
-
Специализированное оборудование: стенды для диагностики, тестеры, сканеры, инфракрасные и ультразвуковые датчики, осциллографы и другая аппаратура.
Если обнаружить причину проблемы самостоятельно не получилось, лучше обратиться в мастерскую.
Устранение неисправностей
Чтобы избавиться от неприятных звуков или справиться с вибрацией при езде, механики рекомендуют произвести замену или ремонт элементов автомобильной подвески:
-
Амортизаторов. Рекомендуют заменять амортизаторы парами для поддержания балансировки.
-
Пружин. Провести визуальный осмотр пружин на предмет трещин или деформации.
-
Системы растяжек и цепей. Проверить состояние всех соединительных элементов.
-
Геометрии подвески. Сделать сход-развал в сервисе. Выполнить регулировку углов установки колёс. Это позволит улучшить управляемость автомобиля.
В случае со всеми остальными вариантами поломок рекомендуют полностью заменять износившуюся деталь.
Профилактика неисправностей подвески
Поддержание подвески в исправном состоянии требует регулярного ухода и соблюдения некоторых рекомендаций:
-
Регулярная проверка и замена масла. Обеспечьте соответствующий уровень смазки в узлах подвески и проверьте амортизаторы на наличие утечек.
-
Поддержание правильного давления в шинах. Это не только увеличивает срок службы шин, но и позволяет избежать чрезмерной нагрузки на элементы подвески.
-
Регулярный осмотр подвески. Проводите осмотр подвески каждые 10–15 тысяч километров пробега или при смене сезонов.
Своевременная диагностика и устранение неисправностей не только продлевает срок службы автомобиля, но и обеспечивает вашу безопасность на дороге.