Как завести машину, если сел аккумулятор
Севшая в холодное время года АКБ — распространённая неприятность, с которой регулярно сталкиваются российские автомобилисты. Виной тому может стать погода, невыключенные электроприборы, короткое замыкание электропроводки или износ батареи.
Сегодня разберёмся не только в причинах, почему машина не заводится в мороз, но и в методах борьбы с этой неприятностью.
Почему машина плохо заводится зимой: причины
Распространённая причина — разрядившийся аккумулятор. Основные причины разрядки батареи:
-
Низкая температура. Мороз приводит к загустению топлива и масла в автомобиле. Из-за этого АКБ требуется большая мощность, чтобы повернуть стартер. Сама батарея при отрицательных температурах тоже страдает. Электрохимические реакции замедляются, разряд идёт быстрее. Именно поэтому на автомобили (особенно дизельные) рекомендуют ставить аккумуляторы «с запасом» — большими значениями пускового тока и ёмкости. Это своеобразная страховка на случай долгого зимнего простоя автомобиля.
-
Невыключенные электроприборы. Забыли выключить габаритные огни или магнитолу? Вы рискуете буквально за несколько часов полностью разрядить аккумулятор. Конечно, многие современные автомобили с «умной» электроникой умеют предупреждать владельцев об их забывчивости, автоматически отключать электроприборы при закрытии центрального замка. Но делают это не все. Так что остаться с разряженным аккумулятором рискует каждый автовладелец, особенно при использовании авто для непродолжительных городских поездок, применении сигнализации, автономных систем прогрева мотора и салона.
-
Неисправность электросистемы автомобиля. Обрыв проводов, окисление контактов, нарушение изоляции — всё это проводит к электропотерям и может стать причиной короткого замыкания, выхода из строя электронных узлов авто, разрядки аккумулятора. Лучше до этого не доводить и своевременно устранять подобные неисправности. Догадаться, что с электрикой «что-то не то» — легко. Первые признаки — слишком тусклый (реже — яркий) свет фар, замедленное движение стеклоочистителей, ненормальная работа поворотников и другие проблемы электрооборудования.
Причиной недозаряда и разрядки аккумулятора может стать и неисправность генератора. Именно он отвечает за преобразование механической энергии в электрическую. Если, например, заклинило вал генератора или слетел приводной ремень, то АКБ просто не будет заряжаться во время движения. Постоянная недозарядка вкупе с повышенной электрической нагрузкой приводит к выходу батареи из строя: глубокие разряды разрушают АКБ изнутри.
Что делать, если машина плохо заводится в мороз
Если сдвинуться с места морозным утром вы так и не смогли, поиск причин разрядки аккумулятора — дело второе. Надо как-то решать проблему сейчас. Если у вас дома или в салоне есть заряженная запасная батарея, то нужно просто провести замену. В противном случае придётся прибегнуть к другим способам.
«С толкача»
Сразу скажем, что завестись, толкнув автомобиль или взяв его на буксир с помощью троса, можно только на «механике». Для машин с коробкой-автоматом, роботом или вариатором этот метод не подходит.
Чтобы завестись «с толкача»:
-
Выберите прямой участок дороги или спуск.
-
Включите зажигание.
-
Разгоните автомобиль с помощью толкающей «живой силы» или троса, соединённого с буксиром.
-
Выжмите сцепление, включите вторую передачу и плавно отпустите сцепление, слегка нажимая педаль газа.
-
Если автомобиль успешно завёлся, остановитесь и дайте ему поработать 5 минут, чтобы аккумулятор начал заряжаться.
-
Для нормального заряда АКБ не глушите мотор ещё 20–30 минут уже в движении.
Следует помнить, что запуск «с толкача» или на буксире опасен для помощников. Когда автомобиль заведётся, он резко поедет вперёд. При этом для толкающих есть риск падения, а для буксирующего — столкновения. Будьте осторожны и соблюдайте дистанцию при буксировке.
«Прикурить»
Запустить авто можно с помощью внешнего аккумулятора, например, от другого автомобиля. Для этого нужны специальные провода с зажимами-крокодилами. Важно, чтобы у аккумулятора, от которого планируете «прикурить», был не меньший пусковой ток и ёмкость, чем у севшего. В противном случае есть вероятность разрядить «прикуривающего» в ноль и не достигнуть желаемого результата.
Чтобы «прикурить» севшую АКБ, действуют таким образом:
-
Автомобиль-донор и автомобиль-пациент ставят вплотную друг к другу. При этом важно, чтобы кузова не соприкасались, но длины проводов хватило для подключения.
-
Мотор донора заглушают, всё электрооборудование машин отключают.
-
Снимают минусовую клемму с АКБ «пациента».
-
«Крокодилами» на красном проводе соединяют «плюсы» аккумуляторных батарей.
-
«Крокодилы» на чёрном проводе цепляют на «минус» аккумулятора «донора» и на кузов или двигатель «пациента». Важно, чтобы на детале не было краски, иначе она не будет проводить электрический ток.
-
Перед тем как «реанимировать» аккумулятор, ещё раз убеждаются, что всё подключили правильно, провода не касаются деталей двигателя.
-
Пробуют завести двигатель. Если получилось, то ему дают прогреться 10–15 минут, после чего минусовую клемму снова крепят на АКБ «пациента». При этом двигатель не глушат.
-
Если первая попытка оказалась неудачной, то заводят двигатель «донора» на 15–20 минут для зарядки разряженного аккумулятора. Затем двигатель «донора» глушат и повторяют попытку завести двигатель «пациента». Если результата опять нет, на этом стоит остановиться.
-
После завершения операции провода отключают в обратной последовательности.
Владельцам дорогих автомобилей со сложной электроникой не рекомендуют пользоваться этим способом, за исключением критических случаев, когда нет другого выхода. Это связано с тем, что чувствительная электроника может просто не пережить подобных манипуляций. Поэтому если есть возможность добраться до сервиса или вызвать специалиста, воспользуйтесь ею.
«Прикурить» можно и без проводов. Но для этого потребуется снять аккумулятор с автомобиля-донора и переставить его «реципиенту». После того как автомобиль завёлся, нужно быстро отключить АКБ «донора» и подключить провода к своей батарее. При этом машина будет питаться напрямую от генератора.
Решение такой задачи потребует соблюдения нескольких условий:
-
Аккумуляторы должны совпадать по типоразмерам, полярности, ёмкости и пусковому току.
-
У вас должен быть набор инструментов, которые нужны для снятия и монтажа АКБ.
-
Батарея «донора» должна быть полностью заряжена. Если уверенности в этом нет, дайте «движку» предварительно поработать 15–20 минут для подзарядки.
Метод прикуривания с проводами считают относительно безопасным. А вот способ без проводов с заменой аккумулятора, помимо своей сложности, трудоёмкости и негарантированного результата, может стать причиной сгоревших блоков управления и реле генератора в иномарках. Для отечественных автомобилей прикуривание без проводов в основном проходит без последствий.
ПЗУ
Пуско-зарядные устройства (ПЗУ) — незаменимые помощники для водителя в холодное время года, когда риск разрядки аккумулятора возрастает. Эти устройства позволяют запустить двигатель при разряженном аккумуляторе и восстановить заряд АКБ.
Водителям стоит иметь ПЗУ по нескольким причинам:
-
Автономность. ПЗУ позволяют запустить двигатель без помощи другого автомобиля или автосервиса.
-
Экономия времени. Не нужно ждать эвакуатор или помощь на дороге — устройство поможет быстро выйти из сложной ситуации.
-
Универсальность. Многие современные модели подходят для автомобилей, мотоциклов, катеров и другой техники.
При выборе ПЗУ водителю важно учитывать несколько ключевых параметров. Первый — тип устройства, которое может быть:
-
Пусковым. Предназначен исключительно для запуска двигателя. Подходит для экстренных ситуаций, но не может заряжать аккумулятор.
-
Пуско-зарядным. Совмещает функции запуска двигателя и зарядки аккумулятора. Универсальный вариант для большинства автовладельцев.
-
Зарядным. Эти модели предназначены только для восстановления заряда аккумулятора и не подходят для мгновенного запуска двигателя.
Второй параметр — технические характеристики. Здесь следует учитывать:
-
Пусковой ток. Основной параметр для запуска двигателя. Для легковых автомобилей достаточно 300–600 А, для грузовиков или внедорожников — от 600 А и выше.
-
Ёмкость аккумулятора устройства. Чем выше она у встроенной батареи, тем больше попыток запуска вы сможете сделать. Для легковых автомобилей оптимальная ёмкость — от 10 000 мАч.
-
Совместимость с аккумулятором. Убедитесь, что ПЗУ подходит для вашего типа батареи (свинцово-кислотной, AGM, гелевой, другой).
Третий параметр — дополнительные функции. Современные ПЗУ часто оснащены полезными опциями:
-
фонариком для работы в тёмное время суток;
-
USB-разъёмами для зарядки гаджетов;
-
индикацией уровня заряда устройства;
-
защитой от перегрева, короткого замыкания и неправильного подключения.
Для безопасного и эффективного использования ПЗУ нужно следовать нескольким правилам. Они приведены далее:
-
Подготовка. Перед первым использованием обязательно прочитайте инструкцию и зарядите устройство. Храните его в сухом месте, защищённом от низких температур.
-
Подключение к аккумулятору. Выключите зажигание автомобиля. Подсоедините положительный (красный) провод к положительной клемме аккумулятора, отрицательный (чёрный) — к металлической части автомобиля (например, к блоку двигателя).
-
Запуск двигателя. После подключения включите ПЗУ и попробуйте завести двигатель. Если мотор не запускается с первого раза, сделайте паузу на 1–2 минуты, чтобы избежать перегрева устройства.
-
Зарядка аккумулятора. Если у ПЗУ есть такая функция, подключите его к АКБ и оставьте на время, указанное в инструкции.
Пуско-зарядное устройство — необходимый аксессуар для каждого автовладельца, особенно в зимний период. С ним вы будете уверены в своей машине при любых обстоятельствах!
Быстрая зарядка повышенным током
«Выдохшийся» аккумулятор можно попробовать зарядить повышенным током. Если автомобиль стоит в гараже и под рукой есть и розетка, и зарядное устройство, то батарею можно даже не снимать. Достаточно скинуть минусовую клемму, иначе бортовой компьютер и другая «умная» электроника может сгореть. При этом рабочий ток зарядки можно повышать на 25–30%. Это позволит быстро подзарядить севшую АКБ: за 20–30 минут. Однако этого может оказаться недостаточно. А частое использование такого способа сказывается на сроке службы батареи.
В любом случае помните, что бы ни было причиной того, что машина стала плохо заводиться, проблему придётся решать. И далеко не всегда обойтись удаётся «малой кровью» — покупкой нового аккумулятора. Если проблемы со стартом в зимнее время случаются регулярно, стоит задуматься о визите в сервисный центр. Возможно, дело в генераторе или электронике авто.
Профилактика разряда аккумулятора в зимний период
Соблюдая простые меры профилактики, можно значительно продлить срок службы АКБ и избежать неприятностей. Перед началом зимы обязательно проверьте состояние аккумулятора:
-
Уровень заряда. Используйте мультиметр или специальный тестер, чтобы измерить напряжение. Норма — 12,6–13 В. Лучше уточнить рекомендуемое напряжение в инструкции к АКБ.
-
Состояние клемм и контактов. Убедитесь, что они чистые, без налёта и окисления. При необходимости обработайте их специальной смазкой.
-
Возраст аккумулятора. Если батарее больше 3–5 лет, она может терять ёмкость, что увеличивает риск разряда.
Даже если аккумулятор работает исправно, зимой он требует дополнительной подзарядки. Используйте зарядное устройство для профилактики раз в 2–3 недели, особенно если вы редко ездите на автомобиле. После коротких поездок (до 15 минут) обязательно включайте подзарядку дома, так как генератор не успевает восстановить заряд.
Специальные термочехлы или утеплители сохраняют тепло батареи и поддерживают её работоспособность в мороз. Это критически важно для регионов с сильными зимними холодами.
Дадим несколько советов для ежедневной эксплуатации:
-
Разогревайте аккумулятор перед запуском. Перед включением двигателя зажгите на несколько секунд дальний свет фар или обогрев заднего стекла. Это создаст ток и слегка «разогреет» батарею.
-
Не держите аккумулятор на морозе. Если не планируете использовать автомобиль длительное время, снимите АКБ и храните её в тепле.
Помимо работы с аккумулятором, нужно подготовить автомобиль в целом. Сделать это несложно:
-
Проверьте генератор. Убедитесь, что он работает исправно и заряжает аккумулятор.
-
Осмотрите ремень привода генератора. Слабое его натяжение или износ снижают эффективность зарядки.
-
Проверьте систему зажигания. Проблемы с ней увеличивают нагрузку на аккумулятор при запуске.
Правильный уход за аккумулятором зимой — залог уверенного запуска двигателя даже в самые сильные морозы. Подготовьтесь к холодам, чтобы наслаждаться комфортной ездой!
Что делать, если аккумулятор не заряжается
У аккумулятора автомобиля ограниченный срок службы в пределах 3–5 лет. Когда батарея перестаёт удерживать заряд или работает нестабильно, возникает необходимость её замены.
Как правильно заменить аккумулятор
Убедитесь, что автомобиль заглушён, все электроприборы выключены. Понадобятся ключи для ослабления креплений и клемм. Пошагово процесс замены выглядит так:
-
Снятие старого аккумулятора. Отсоедините отрицательную клемму, затем положительную. Ослабьте крепление аккумулятора и аккуратно выньте его из автомобиля.
-
Установка нового аккумулятора. Поместите батарею в штатное место и закрепите её. Подключите клеммы в обратном порядке: сначала положительную, затем отрицательную.
-
Проверьте надёжность креплений и соединений.
Старые аккумуляторы нельзя выбрасывать вместе с бытовым мусором. Они содержат токсичные вещества: свинец, серную кислоту и тяжёлые металлы, которые могут загрязнить почву и воду. Чтобы избежать экологического вреда, необходимо правильно утилизировать батарею:
-
Сдайте её в специализированные пункты приёма. Они сейчас работают во многих городах. Некоторые магазины или автосервисы предлагают скидки при сдаче старой батареи.
-
Обмен в магазинах. Многие продавцы аккумуляторов принимают старые батареи при покупке новых.
-
Утилизируйте через автосервисы. Они часто принимают старые аккумуляторы для последующей переработки.
-
Сдайте на переработку на завод. Старые аккумуляторы отправляют на предприятия, где из них извлекают свинец, пластик, электролит для повторного использования.
Сдавая старую батарею в специализированные пункты, вы снижаете вред, наносимый окружающей среде.