Как покрасить автомобиль самостоятельно: процесс, советы, плюсы и минусы
Покраска кузова автомобиля — это сложный технологический процесс, и нанесение лакокрасочного покрытия требует строгого соблюдения инструкций, но вполне возможно в домашних условиях.
Если решили обновить авто своими руками, следуйте пошаговым рекомендациям. А ниже мы распишем этапы: от подготовки до финальных штрихов.
Что нужно для покраски авто своими руками?
Покраску кузова авто можно организовать в гараже, если позволяет рабочее место. Вам пригодится:
-
средство для удаления старой краски;
-
наждачная бумага;
-
малярный скотч;
-
щетка по металлу;
-
обезжириватель поверхности автомобиля;
-
шпаклевка;
-
металлический или резиновый шпатель;
-
выравнивающий грунт;
-
акриловая эмаль.
Также при покраске авто потребуются газеты или пленка для защиты поверхностей. Пригодится ветошь для оттирания рук, одежды.
Работа с летучими химическими материалами проводится только в хорошо проветриваемом помещении. А сам подготовительный процесс, грунтовка и окрашивание выполняют строго в перчатках, очках, респираторе.
Когда инструментарий собран, начинаем окрашивание.
Этап 1: Подготовьте поверхность
Перед покраской авто очищаем поверхность кузова. Подойдет обычный шампунь для автомобилей. Мыть кузов лучше всего мягкой губкой или микрофиброй, чтобы не повредить поверхность.
Если мыльный раствор удален не до конца, это может негативно сказаться на результате. Слой лакокрасочного покрытия ляжет неровно или начнет со временем трескаться, скалываться, поэтому тщательно смываем состав.
Снимаем фары, подфарники, антенну, декоративную решетку и бампер. Удаляем противоударную защиту в колёсных арках.
Те части на автомобиле, которые снять не удалось, закрываем от попадания краски. Все съёмные детали моем, сушим и складываем отдельно. Стекла перед покраской закрываем плёнкой и по краям дублируем малярным скотчем.
Тщательно обезжириваем место под покраску. Обрабатывать поверхность можно только в перчатках, чтобы нивелировать негативное воздействие химических составов.
Этап 2: Отшлифуйте крупные дефекты
Если есть крупные дефекты (вмятины, глубокие сколы), их стоит устранить до начала покраски автомобиля. Финишный слой лакокрасочного покрытия подчеркнёт «перепад высоты» при неправильно обработанной шпаклёвке.
По инструкции наносим средство на место под покраску. Смывка размягчает слой старого лакокрасочного покрытия за 15–20 минут. Шпателем удаляем краску. Далее при необходимости наносим шпаклёвку, которая заполнит углубление.
Шпаклёвку выбирайте в зависимости от ваших целей. Например, это может быть:
-
Грубая. Маскирует незначительные дефекты, выбоины, вмятины. Стальная стружка в составе повышает прочность слоя.
-
Со стекловолокном. Маскирует сквозные дыры, оставленные ржавчиной и коррозией. Легко шлифуется вручную.
-
Жидкая. Обеспечивает равномерный слой с быстрым затвердеванием. Но требует специального оборудования (например, это может быть краскопульт).
-
Финишная. Удаляет мелкие царапины, сколы. Обеспечивает хорошее сцепление только при нанесении тонким слоем.
Важно не допустить перепада высоты слоев. Поэтому сравниваем обработанную область по высоте с неповреждённым слоем. Зашкуриваем поверхность щёткой, наждачной бумагой. Если не выровнять место под покраску, то даже под новым лаком дефект будет заметен.
Сухое шлифование предпочтительнее, так как мокрое повышает риск коррозии. Если используете несколько наждачных листов в пределах одного участка, то размер подбирайте с разницей в 100 единиц. Если стартовый лист P100, то следующий P200 и т. д. Лучше завершать обработку наждачкой с зернистостью P400–P600 перед покраской.
Этап 3: Выровняйте мелкие дефекты
Перед тем как покрасить автомобиль, тщательно осматриваем машину и на наличие мелких неровностей (царапины, потёртости, пузыри). После покраски автомобиля даже «невидимые» дефекты станут заметнее.
Обнаруженные дефекты отмечаем мелом. Обрабатываем повреждённые места:
-
зачищаем до чистого металла;
-
сохраняем плавный переход между участками, где была проведена зачистка, и неповрежденными частями поверхности;
-
стираем пыль с автомобиля;
-
обезжириваем поверхность и даем высохнуть.
Для выравнивания подойдет шпаклевка с полиэфирами для автомобилей, металлический или резиновый шпатель и финишное покрытие. Если боитесь поцарапать неповрежденные области, лучше выбирать гибкий инструмент.
Шпаклевку смешиваем по инструкции с отвердителем. Наносим на очищенные места быстро, пока материал не засох. Химическая реакция ускоряет затвердевание шпаклевки, обеспечивает прочное сцепление. Полное застывание занимает от 30 до 40 минут, в зависимости от состава.
Проверить, застыл ли материал, можно крупнозернистой наждачной бумагой. Если нет налипаний — шпаклёвка просохла.
Перед покраской автомобиля зашкуриваем поверхность, на которую нанесена шпаклевка, наждачной бумагой. Постепенно переходим с крупного зерна на мелкое. Материал должен сравняться, чтобы после покраски место было незаметным.
Этап 4: Обезжирьте поверхность
Осматриваем кузов автомобиля, проверяем места стыков шпаклевки и слоя краски, зашкуриваем при необходимости еще раз. Пятна, ворс, пыль, коррозия испортят покрытие после покраски авто.
Обрабатываем автомобиль специальным средством для обезжиривания. Обезжиривание влияет на качество и долговечность финишного слоя, улучшает сцепление с металлом, предотвращает отслоение. По итогу поверхность автомобиля становится гладкой, без дефектов.
Без обезжиривания под покрытием образуются пустоты, которые провоцируют появление трещин.
Этап 5: Создайте антикоррозионное покрытие
Последний этап подготовки автомобиля к покраске — грунтование. Процесс включает три этапа:
-
Машину после обезжиривания фосфатируем. Обрабатываем составом, который предотвращает коррозию. Водный раствор может быть на основе марганца, цинка или железа. Если используете современный антикоррозионный грунт, он уже может включать фосфатирующие компоненты.
-
Выравниваем поверхность жидким составом. Выравнивающий грунт перекрывает мелкие дефекты и неровности.
-
Окончательно кузов машины обрабатываем грунтовочной мастикой. Финальное покрытие должно хорошо просохнуть.
Можно нанести состав кисточкой или купить грунтовку в формате аэрозоля. От качества грунтовочной мастики зависит внешний вид после покраски машины. При несоблюдении технологии эмаль потрескается, расслоится, подчеркнет плохо проработанные области.
Этап 6: Покрасьте эмалью и покройте лаком
Подготовьте защитную одежду, респиратор, перчатки. Чтобы обновить авто своими руками, необходимо следовать простому правилу: начинаем с крыши, постепенно опускаемся вниз.
Красим машину в один или два слоя. Второй может быть декоративным с перламутровым или металлическим оттенком.
Производственная меламиноалкидная эмаль для покраски автомобиля высыхает только при высокой температуре в сушильной камере. В домашних условиях лучше выбрать акриловую эмаль для автомобилей.
Рекомендации по выбору покрытия:
-
Лакокрасочное покрытие для капитального ремонта лучше брать в банках, так как кистью легче закрасить большие области. В аэрозолях подойдет для мелкого ремонта.
-
Стоит использовать эмаль того же цвета, что и удаляемый лакокрасочный слой.
-
Эффект тоже должен совпадать, будь то перламутр или металлический отлив. Разница в блеске будет заметна после покраски авто.
Первую покраску проводим на отдельной детали, обрезке металла. Это позволяет потренироваться и улучшить свои навыки, чтобы минимизировать риск ошибок на основном изделии.
Наносим покрытие на машину равномерно, чтобы не образовалось капель и потёков. Если покраска автомобиля проводится в несколько слоёв, то каждый тщательно просушиваем.
Этап 7: Высушите корпус
Своими инструментами высушить корпус машины не получится, бытовой фен и тепловая пушка испортят покрытие. В домашних условиях акрил схватится при комнатной температуре. Для этого достаточно оставить автомобиль в сухом, проветриваемом помещении. Важно избегать сквозняков и попадания прямых солнечных лучей, чтобы краска сохла равномерно.
При покраске авто самостоятельно до полного высыхания потребуется до 2–3 суток. Если лакокрасочное покрытие не просохнет, а схватится только сверху, то это приведет к появлению трещин. Для полноценной полимеризации покрытия может потребоваться не 2–3 дня, а до недели.
Если на автомобиле после окрашивания обнаружились мелкие дефекты, можно использовать специальную пасту с абразивными элементами.
После сушки проверяем окрашенные места на наличие дефектов. Обращаем внимание на отсутствие границ краски, потёков и «кратеров». Состав должен быть равномерно насыщен пигментом. При солнечном и искусственном освещении не будет разницы в блеске.
Преимущества и недостатки самостоятельного окрашивания
Достичь хорошего результата можно, если правильно подготовить поверхность, подобрать материалы. Преимущества самостоятельной работы:
-
контроль каждого этапа;
-
экономия на работе мастера;
-
экономия на материалах.
Но недостатки у процесса тоже есть. При отсутствии навыков возрастает риск ошибок на всех этапах. Сложно достигнуть результата, который гарантируют в СТО. Отсутствие профильного оборудования значительно увеличивает длительность окрашивания, сушки. Поэтому важно взвесить все факторы и решить, готовы ли вы взять на себя такую задачу.