Бесплатный шиномонтаж

Какой аккумулятор выбрать для автомобиля, особенности батарей для дизельных машин

Ваш автомобиль заводится с трудом? Или пришло время заменить старый аккумулятор? Бензиновые и дизельные двигатели предъявляют разные требования к источнику питания, а значит, выбор батареи должен быть обоснованным. Ошибиться здесь нельзя: неправильно подобранная АКБ может привести к частым поломкам и проблемам с запуском двигателя. Особенно это важно для дизельных авто, которые требуют большей мощности.

unnamed.jpg

Сегодня поговорим о том, какую батарею выбрать для автомобиля, на какие аспекты обратить внимание при покупке.

Какие бывают аккумуляторы для автомобиля

Существует несколько разновидностей аккумуляторов. Основные параметры, по которым они отличаются, мы собрали в таблицу.

Классификация АКБ по различным характеристикам

Критерии

Категории

Особенности

Принцип обслуживания

Полностью обслуживаемые

Встречаются редко, все элементы реально заменить

Частично обслуживаемые

Есть возможность долива электролита или дистиллированной воды

Необслуживаемые

Не испаряются, не нуждаются во вмешательстве, служат долго, цена выше

Состояние электролита

Жидкий

Смесь серной кислоты и дистиллированной воды

Гелеобразный

Электролит с добавлением силикагеля становится густым (АКБ мощные и эффективные, но дорогие)

Абсорбированный

Гелевые аккумуляторы с технологией «абсорбирующее волокно» для машин с функцией «старт-стоп»

Тип электродов (пластин)

Сурьмянистые

Свинцовые пластины с добавлением 5% и более сурьмы (Sb)

Малосурьмянистые

С 2–4% сурьмы

Кальциевые

Решётки электродов, покрытые кальцием (Ca/Ca), иногда с добавлением серебра. Не выкипают, КПД больше

Гибридные

«Плюс» покрывают сурьмой, а «минус» — кальцием с добавлением серебра (Sb/Ca или Ca+)



В зависимости от страны производства АКБ отличаются полярностью, материалом клемм, размером корпуса.

Если не знаете, какой аккумулятор выбрать для легкового автомобиля, пользуйтесь нашими рекомендациями.

На сайте «Колёса Даром» к каждой модели есть подробное описание, что упростит выбор подходящего товара. Рекомендации производителя вы найдёте в технической документации к транспортному средству.

Какого года выбрать аккумулятор для автомобиля

Срок службы АКБ считается с момента, когда залили электролит, а не дня установки в автомобиль. Дату производства можно узнать по коду на корпусе. Заводы-изготовители указывают её в разных форматах. 

Varta и Bosch пишут время изготовления первым символом в коде FIFO. Латинской букве соответствует определённый месяц года. Tyumen Batbear использует шестизначный код, первые два знака означают месяц, а последние 4 — год (например, 062020 — июнь 2020). В компании Mutlu тоже применяют код из 6 символов, но с другим значением. Вторая цифра указывает год, 3–4 месяц, 5–6 число. Например, 591106 — батарею изготовили в 2019 году, 6 ноября.

Если вам нужен долговечный аккумулятор для автомобиля, то выбирайте АКБ, которую произвели не более чем за 1–3 месяца до покупки. Если батарее больше трёх месяцев, то купить её можно только в случае полной уверенности в правильном хранении. От приобретения АКБ старше года лучше вовсе отказаться.

unnamed (1).jpg

Ёмкость АКБ

Едва ли не самый главный из параметров аккумулятора — это ёмкость батареи: показатель того количества электроэнергии, которое способна отдавать АКБ в течение определённого времени. 

Но здесь кроется один подвох. Каждый человек, который хоть немного знаком с физикой, возразит, что, мол, ёмкость измеряется в фарадах, а никак не в ампер-часах, которые указывают на корпусе аккумулятора. 

Это действительно так. Когда автомобилисты говорят про ёмкость батареи, на самом деле речь идёт о её заряде: эти показатели косвенно связаны.

Приведём пример с цифрами. 

Рассмотрим АКБ «ёмкостью» 60 А·ч. По расчётам, она должна выдавать пусковой ток в 600 А в течение 6 минут. Если же взять мультиметр и провести измерения, несложно убедиться, что реальное время едва ли превысит несколько десятков секунд. 

Дело в том, что реальная ёмкость аккумулятора зависит от его тока, а он по мере разряда батареи будет снижаться. Поэтому на заряд (или ёмкость, если так привычнее) обращать внимание всё же стоит, но руководствоваться только этим значением нельзя.

Также не стоит прислушиваться к ошибочному мнению, что установка на автомобиль АКБ большей штатной ёмкости не оправдана. Простая арифметика говорит сама за себя: чем выше заряд, тем больше попыток завестись. А зимой, когда масло сильно густеет, на поворот коленвала может понадобиться куда больше энергии и времени. Опасность заключается в том, что повышенная нагрузка может привести к перегреву стартера и его выходу из строя. Но здесь, как и в любом деле, важно чувствовать меру.

Стартовый ток

Этот параметр характеризует максимальный ток, что выдаёт батарея для поворота стартера (а с ним — коленвала) при запуске автомобиля. Большой ток нужен именно на старте для запуска авто, а в дальнейшем потребление происходит в штатном режиме. Поэтому чем больше этот показатель, тем выше вероятность, что проблем с запуском не возникнет. 

Штатной температурой работы АКБ считают 27°С, что актуально для лета, но не в холодное время года. Например, при –15°С номинальный параметр ёмкости/заряда батареи снижается приблизительно вдвое. И если летом, к примеру, достаточно 300 А, чтобы завести автомобиль, зимой понадобится уже 600 А.

Обычно пусковой ток и ёмкость напрямую связаны друг с другом. Так, батарея с маркировкой 60 А·ч выдаст 600 А при старте. 

Но есть и модели, в которых зависимость иная. Поэтому на значение пускового тока надо смотреть более внимательно. 

Если же говорить про то, какой аккумулятор выбрать для дизельного автомобиля, то здесь стоит обратить внимание на АКБ с показателем стартового тока не менее 520–550 А — в силу особенностей двигателей этого типа. Дизельное топливо более густое, что особенно заметно в зимний период. Поэтому мощности батареи, достаточной для бензинового мотора, может не хватить для дизельного.

Резервная ёмкость

Хотя на этот параметр нечасто обращают внимание, он важен. 

Это показатель времени, в течение которого АКБ без подзарядки (то есть при вышедшем из строя генераторе) может поддерживать напряжение не ниже 10,5 В на работающем двигателе. Чем выше это значение, тем лучше. Ведь заклинивший генератор — это практически приговор: не каждому удаётся «дотянуть» только на аккумуляторе до ближайшего сервиса. 

Однако нужно учесть один момент: показатель резервной ёмкости измеряют при температуре 25°С. В реальных условиях при морозе у вас в запасе может не быть заявленных производителем десятка минут.

unnamed (2).jpg

Тип аккумулятора

Это только на первый взгляд кажется, что у всех АКБ одинаковое внутреннее устройство. Это, скорее, относится к их принципу работы, а вот конструктивно они разные. Сегодня есть несколько технологий, по которым делают автомобильные аккумуляторы.

Свинцово-кислотные

Классические батареи со свинцовыми пластинами, которые находятся в кислотном растворе. Такие АКБ недорогие, простые в эксплуатации. Их главные минусы — невысокий стартовый ток и быстрая потеря ёмкости. Для восстановления этих характеристик нужно регулярно проводить десульфатацию аккумулятора и периодически доливать в него электролит. 

Если вопрос в том, какую батарею выбрать для автомобиля ВАЗ, вполне достаточно будет простой свинцово-кислотной АКБ, тем более карбюраторную классику создавали и десятилетиями эксплуатировали именно с этим типом аккумуляторов.

AGM

По сути, они тоже свинцово-кислотные, но электролит в них находится не в жидкой форме, а в виде абсорбата внутри микропор стекловолоконного сепаратора. За счёт практически герметичной конструкции в АКБ не происходит испарения воды, а цикличность разряда и заряда обеспечивает рекомбинация газов. 

Такие батареи отличаются лучшими пусковыми, ёмкостными и эксплуатационными показателями, чем свинцовые. Большинство представленных сегодня в продаже моделей — это именно аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM.

Гелевые

В среде автомобилистов гелевыми не совсем правильно называют GEL-аккумуляторы: усовершенствованную версию AGM. Настоящие же гелевые АКБ, где кислота пребывает в состоянии геля, применяют только для электротехники. 

Что касается GEL-батарей, то их главная особенность — наличие пористого силикагеля, который изолирует положительные и отрицательные пластины и выступает хранилищем для электролита. Такие аккумуляторы могут похвастать не только высокими рабочими характеристиками, но и долгим сроком службы (7 лет и более). 

Если возникает вопрос, какой аккумулятор лучше купить на новый автомобиль Volkswagen или другие современные авто с большим количеством электрооборудования, мы рекомендуем именно GEL.

Кальциевые

У кальциевых аккумуляторов есть маркировка «Ca» или «Ca-Ca» на корпусе — в зависимости от того, добавили кальций в материал одного или обоих электродов. 

Конструктивно это обычные AGM, но свинец в их пластинах полностью или частично заменили на кальций. Благодаря этому такие аккумуляторы обладают меньшим саморазрядом при хранении и практически не закипают. Но есть у них и недостатки: они плохо переносят глубокий разряд. 

Гибридные

Обозначают маркировкой «Ca+», «Sb/Ca» или «Hybrid battery». Отличие батарей, изготовленных по этой технологии, от кальциевых в том, что в составе одного из электродов содержится сурьма, как в обычных свинцово-кислотных аккумуляторах. 

Гибридные батареи, как правило, дешевле кальциевых, но при этом обладают практически всеми их преимуществами, хотя и в меньшей степени. Также аккумуляторы такого типа лучше переносят глубокий разряд.

Хотя тип АКБ — важный параметр, сам по себе он практически ничего не значит. При ответе на вопрос, какой аккумулятор лучше купить на автомобиль зимой, необходимо учитывать ёмкость, пусковой ток и другие параметры. Мнение о том, что гелевая или AGM-батарея с зарядом 50 А·ч с успехом заменит свинцово-кислотную с 90 А·ч — ошибочное.

Полярность

Есть два варианта — прямая и обратная полярность. Прямая система полярности предполагает, что плюсовая клемма расположена слева, а обратная — справа. Также используют понятие «аккумулятор с правым и левым плюсом». Обратная полярность известна как «евро» или «R» и «0». 

Прямую полярность называют также «стандартной», «L» или «1». Встречается на легковых отечественных автомобилях.

Может показаться, что разница невелика, но из-за конструктивных особенностей авто далеко не всегда аккумулятор с другой полярностью можно разместить в подкапотном пространстве. Чтобы не пришлось потом удлинять провода, лучше сразу посмотреть на полярность аккумулятора, который уже стоит на авто. Или при покупке указать марку, модель и год выпуска авто, чтобы продавец нашёл ту батарею, которая подойдёт именно вам.

На батареях с прямой и обратной полярностью отличается не только положение, но и диаметр клемм. Кроме того, есть различие по стандарту: европейские больше (19,5 мм — «плюс» и 17,9 мм — «минус»), чем азиатские (12,5 мм и 11,1 мм соответственно).

unnamed (3).jpg

Что ещё следует учесть перед тем, как выбрать аккумулятор

Помимо технических характеристик и типа, при непосредственной покупке аккумуляторной батареи следует учитывать:

  • Размеры. Габариты АКБ зависят от марки авто и ёмкости батареи. Для легковых автомобилей используют 2 типоразмера — азиатский и европейский. При одинаковой ёмкости они отличаются по габаритам. Стандартный азиатский АКБ — высокий и узкий (232 × 173 × 225 мм). Европейский аналог на 60 A·ч ниже, но длиннее (242 × 175 × 190 мм). Место под аккумуляторную батарею в машине проектируют индивидуально, поэтому габариты нужно обязательно учитывать. Единственное исключение — автомобили, которые предусматривают наличие модификаций. В таком случае возможна установка аккумуляторов других типоразмеров. 

Если вы хотите приобрести батарею большей ёмкости, лучше измерить посадочную площадку. Также обратите внимание и на крепление. В некоторых моделях для этого производитель предусмотрел выступ внизу — буртик.

  • Тип крепления. Надёжность крепёжных систем влияет на срок беспроблемной эксплуатации АКБ. На азиатских моделях авто батарею прижимают планкой или рамкой, которую устанавливают на шпильках. На европейских автомобилях в этих целях применяют специальные прижимные пластины.

  • Гарантия. На батарею должна быть официальная гарантия производителя. Чем она больше, тем лучше.

  • Состояние АКБ при покупке. Внимательно осмотрите батарею на наличие сколов и трещин на корпусе, царапин на клеммах — они могут свидетельствовать об использовании аккумулятора. Также перед тем как купить АКБ, обязательно потребуйте проверку нагрузочной вилкой или сами замерьте напряжение с помощью мультиметра. Оно должно быть 12,5–13 В.

Если вы эксплуатируете авто не в обычном городском цикле, есть какие-либо особенности использования, то перед покупкой аккумулятора лучше посоветоваться со специалистом. 

АКБ большей ёмкости может понадобиться, если для машины характерно повышенное потребление электроэнергии. Такая ситуация часто возникает при модификации автотранспорта, к примеру, при установке мощного автозвука или дополнительного освещения. Но учитывайте, что генератор может не справиться с подзарядкой такой батареи, из-за чего её срок службы заметно снизится.

Функция «старт-стоп» в аккумуляторе

Сейчас всё больше современных автомобилей оснащают этой системой для экономии топлива, снижения уровня шума и токсичности выхлопных газов. В частности, можно её встретить на авто марок BMW, Volkswagen Tiguan, Audi, Citroen, Mercedes-Benz, Mazda.

Когда у автомобиля есть функция «старт-стоп», не так важно, какую марку аккумулятора выбрать. Важнее, чтобы батарея поддерживала такой режим работы двигателя: глушение мотора при остановках и запуск при подаче газа. Рассматривать нужно AGM и EFB. Обратите внимание на следующие: Varta Start-Stop Plus, Exide Start-Stop AGM, Exide Start-Stop AGM.

На сайте «Колёса Даром» в каждой модели мы указываем наличие функции «старт-стоп» и тип электролита, чтобы упростить выбор подходящей АКБ.

unnamed (4).jpg

Аккумулятор для дизельного автомобиля: какой выбрать

Двигателю на дизеле нужна высокая степень сжатия, чтобы прогревать воздух в цилиндрах до необходимой температуры. Так поджигается топливная смесь без применения внешних источников. Чтобы коленвал раскрутился до нужных оборотов и запустил холодный дизель, потребуется мощное питание. 

Зимой нужно прогревать воздух в цилиндрах свечами накала, которые забирают много энергии до запуска стартера. Дизельные смазочные материалы густые и увеличивают трение в пятне контакта. Таким образом, стартеру нужна дополнительная энергия, чтобы преодолеть вязкостное трение. По этой причине для дизельного авто нужна аккумуляторная батарея повышенного пускового тока и ёмкости.

Пример требований к АКБ для авто на дизеле для разного объёма двигателя:

  • до 1,5 л («малолитражки») — до 550 А, до 55 A·ч;

  • от 1,5 до 2,7 л (средний класс) — 520–760 А, 63–75 A·ч;

  • от 2,7 до 3,5 л (внедорожники и микроавтобусы) — 640–820 А, 76–95 A·ч.

Чем больше рабочий объём, тем выше требования к АКБ. Для каждой категории дизельных авто подойдут определённые модели аккумуляторных батарей:

В нашем каталоге можно найти большинство из рекомендуемых моделей аккумуляторов и зарядные устройства к ним.

Примеры моделей аккумуляторов для дизельных авто

Рассмотрим подробнее АКБ для дизельных авто, которые есть в магазине «Колёса Даром».

  • Tyumen BatBear (55 A·ч о/п) L. Выпускает эти батареи российский производитель «Алькор». Этот аккумулятор необслуживаемый, но не рекомендуем разряжать его слишком сильно, несмотря на то, что он стойкий к глубоким разрядам. Батарея состоит из 72 пластин, положительных и отрицательных. Они сгруппированы в блоки по 6 штук. Подходит батарея для автомобилей марки Alfa Romeo 156, BMW i3, BYD e2, Chevrolet Spark, Chrysler Nemo, Citroen C3, Ford Escape и других.

  • Tyumen Battery Asia (75 A·ч п/п). Кальциевый аккумулятор для эксплуатации в любую погоду. Модель разработали по японскому стандарту JIS для азиатских автомобилей, которые используют в России. Батарея устойчива к глубокому разряду, вибрациям и отрицательным температурам. АКБ можно устанавливать на такие иномарки, как Acura RL, Chery Tiggo, Chevrolet Venture, Daewoo Kalos, УАЗ Hunter.

  • Varta Blue Dn. E23 (70 A·ч о/п) D26L. Кальциевая батарея для автомобилей со стандартным уровнем энергопотребления. Высокая пусковая мощь позволяет уверенно запускать двигатель в морозную погоду. У батареи низкий саморазряд, повышенная устойчивость к вибрациям. Решётки противостоят коррозии и ударам. АКБ совместим с такими марками авто, как Renault Koleos, SsangYong Korando, Subaru WRX, Suzuki Escudo, Toyota Land Cruiser, Vortex Tingo, УАЗ 469.

Конечно, выбор — за вами. Можно ориентироваться на представленные модели или найти что-то более подходящее для вас по характеристикам и цене. Также мы подготовили гайд по эксплуатации, который поможет продлить срок службы АКБ и лучше за ним ухаживать.