Какой аккумулятор выбрать для автомобиля, особенности батарей для дизельных машин
Ваш автомобиль заводится с трудом? Или пришло время заменить старый аккумулятор? Бензиновые и дизельные двигатели предъявляют разные требования к источнику питания, а значит, выбор батареи должен быть обоснованным. Ошибиться здесь нельзя: неправильно подобранная АКБ может привести к частым поломкам и проблемам с запуском двигателя. Особенно это важно для дизельных авто, которые требуют большей мощности.
Сегодня поговорим о том, какую батарею выбрать для автомобиля, на какие аспекты обратить внимание при покупке.
Какие бывают аккумуляторы для автомобиля
Существует несколько разновидностей аккумуляторов. Основные параметры, по которым они отличаются, мы собрали в таблицу.
Классификация АКБ по различным характеристикам |
||
Критерии |
Категории |
Особенности |
Принцип обслуживания |
Полностью обслуживаемые |
Встречаются редко, все элементы реально заменить |
Частично обслуживаемые |
Есть возможность долива электролита или дистиллированной воды |
|
Необслуживаемые |
Не испаряются, не нуждаются во вмешательстве, служат долго, цена выше |
|
Состояние электролита |
Жидкий |
Смесь серной кислоты и дистиллированной воды |
Гелеобразный |
Электролит с добавлением силикагеля становится густым (АКБ мощные и эффективные, но дорогие) |
|
Абсорбированный |
Гелевые аккумуляторы с технологией «абсорбирующее волокно» для машин с функцией «старт-стоп» |
|
Тип электродов (пластин) |
Сурьмянистые |
Свинцовые пластины с добавлением 5% и более сурьмы (Sb) |
Малосурьмянистые |
С 2–4% сурьмы |
|
Кальциевые |
Решётки электродов, покрытые кальцием (Ca/Ca), иногда с добавлением серебра. Не выкипают, КПД больше |
|
Гибридные |
«Плюс» покрывают сурьмой, а «минус» — кальцием с добавлением серебра (Sb/Ca или Ca+) |
В зависимости от страны производства АКБ отличаются полярностью, материалом клемм, размером корпуса.
Если не знаете, какой аккумулятор выбрать для легкового автомобиля, пользуйтесь нашими рекомендациями.
На сайте «Колёса Даром» к каждой модели есть подробное описание, что упростит выбор подходящего товара. Рекомендации производителя вы найдёте в технической документации к транспортному средству.
Какого года выбрать аккумулятор для автомобиля
Срок службы АКБ считается с момента, когда залили электролит, а не дня установки в автомобиль. Дату производства можно узнать по коду на корпусе. Заводы-изготовители указывают её в разных форматах.
Varta и Bosch пишут время изготовления первым символом в коде FIFO. Латинской букве соответствует определённый месяц года. Tyumen Batbear использует шестизначный код, первые два знака означают месяц, а последние 4 — год (например, 062020 — июнь 2020). В компании Mutlu тоже применяют код из 6 символов, но с другим значением. Вторая цифра указывает год, 3–4 месяц, 5–6 число. Например, 591106 — батарею изготовили в 2019 году, 6 ноября.
Если вам нужен долговечный аккумулятор для автомобиля, то выбирайте АКБ, которую произвели не более чем за 1–3 месяца до покупки. Если батарее больше трёх месяцев, то купить её можно только в случае полной уверенности в правильном хранении. От приобретения АКБ старше года лучше вовсе отказаться.
Ёмкость АКБ
Едва ли не самый главный из параметров аккумулятора — это ёмкость батареи: показатель того количества электроэнергии, которое способна отдавать АКБ в течение определённого времени.
Но здесь кроется один подвох. Каждый человек, который хоть немного знаком с физикой, возразит, что, мол, ёмкость измеряется в фарадах, а никак не в ампер-часах, которые указывают на корпусе аккумулятора.
Это действительно так. Когда автомобилисты говорят про ёмкость батареи, на самом деле речь идёт о её заряде: эти показатели косвенно связаны.
Приведём пример с цифрами.
Рассмотрим АКБ «ёмкостью» 60 А·ч. По расчётам, она должна выдавать пусковой ток в 600 А в течение 6 минут. Если же взять мультиметр и провести измерения, несложно убедиться, что реальное время едва ли превысит несколько десятков секунд.
Дело в том, что реальная ёмкость аккумулятора зависит от его тока, а он по мере разряда батареи будет снижаться. Поэтому на заряд (или ёмкость, если так привычнее) обращать внимание всё же стоит, но руководствоваться только этим значением нельзя.
Также не стоит прислушиваться к ошибочному мнению, что установка на автомобиль АКБ большей штатной ёмкости не оправдана. Простая арифметика говорит сама за себя: чем выше заряд, тем больше попыток завестись. А зимой, когда масло сильно густеет, на поворот коленвала может понадобиться куда больше энергии и времени. Опасность заключается в том, что повышенная нагрузка может привести к перегреву стартера и его выходу из строя. Но здесь, как и в любом деле, важно чувствовать меру.
Стартовый ток
Этот параметр характеризует максимальный ток, что выдаёт батарея для поворота стартера (а с ним — коленвала) при запуске автомобиля. Большой ток нужен именно на старте для запуска авто, а в дальнейшем потребление происходит в штатном режиме. Поэтому чем больше этот показатель, тем выше вероятность, что проблем с запуском не возникнет.
Штатной температурой работы АКБ считают 27°С, что актуально для лета, но не в холодное время года. Например, при –15°С номинальный параметр ёмкости/заряда батареи снижается приблизительно вдвое. И если летом, к примеру, достаточно 300 А, чтобы завести автомобиль, зимой понадобится уже 600 А.
Обычно пусковой ток и ёмкость напрямую связаны друг с другом. Так, батарея с маркировкой 60 А·ч выдаст 600 А при старте.
Но есть и модели, в которых зависимость иная. Поэтому на значение пускового тока надо смотреть более внимательно.
Если же говорить про то, какой аккумулятор выбрать для дизельного автомобиля, то здесь стоит обратить внимание на АКБ с показателем стартового тока не менее 520–550 А — в силу особенностей двигателей этого типа. Дизельное топливо более густое, что особенно заметно в зимний период. Поэтому мощности батареи, достаточной для бензинового мотора, может не хватить для дизельного.
Резервная ёмкость
Хотя на этот параметр нечасто обращают внимание, он важен.
Это показатель времени, в течение которого АКБ без подзарядки (то есть при вышедшем из строя генераторе) может поддерживать напряжение не ниже 10,5 В на работающем двигателе. Чем выше это значение, тем лучше. Ведь заклинивший генератор — это практически приговор: не каждому удаётся «дотянуть» только на аккумуляторе до ближайшего сервиса.
Однако нужно учесть один момент: показатель резервной ёмкости измеряют при температуре 25°С. В реальных условиях при морозе у вас в запасе может не быть заявленных производителем десятка минут.
Тип аккумулятора
Это только на первый взгляд кажется, что у всех АКБ одинаковое внутреннее устройство. Это, скорее, относится к их принципу работы, а вот конструктивно они разные. Сегодня есть несколько технологий, по которым делают автомобильные аккумуляторы.
Свинцово-кислотные
Классические батареи со свинцовыми пластинами, которые находятся в кислотном растворе. Такие АКБ недорогие, простые в эксплуатации. Их главные минусы — невысокий стартовый ток и быстрая потеря ёмкости. Для восстановления этих характеристик нужно регулярно проводить десульфатацию аккумулятора и периодически доливать в него электролит.
Если вопрос в том, какую батарею выбрать для автомобиля ВАЗ, вполне достаточно будет простой свинцово-кислотной АКБ, тем более карбюраторную классику создавали и десятилетиями эксплуатировали именно с этим типом аккумуляторов.
AGM
По сути, они тоже свинцово-кислотные, но электролит в них находится не в жидкой форме, а в виде абсорбата внутри микропор стекловолоконного сепаратора. За счёт практически герметичной конструкции в АКБ не происходит испарения воды, а цикличность разряда и заряда обеспечивает рекомбинация газов.
Такие батареи отличаются лучшими пусковыми, ёмкостными и эксплуатационными показателями, чем свинцовые. Большинство представленных сегодня в продаже моделей — это именно аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM.
Гелевые
В среде автомобилистов гелевыми не совсем правильно называют GEL-аккумуляторы: усовершенствованную версию AGM. Настоящие же гелевые АКБ, где кислота пребывает в состоянии геля, применяют только для электротехники.
Что касается GEL-батарей, то их главная особенность — наличие пористого силикагеля, который изолирует положительные и отрицательные пластины и выступает хранилищем для электролита. Такие аккумуляторы могут похвастать не только высокими рабочими характеристиками, но и долгим сроком службы (7 лет и более).
Если возникает вопрос, какой аккумулятор лучше купить на новый автомобиль Volkswagen или другие современные авто с большим количеством электрооборудования, мы рекомендуем именно GEL.
Кальциевые
У кальциевых аккумуляторов есть маркировка «Ca» или «Ca-Ca» на корпусе — в зависимости от того, добавили кальций в материал одного или обоих электродов.
Конструктивно это обычные AGM, но свинец в их пластинах полностью или частично заменили на кальций. Благодаря этому такие аккумуляторы обладают меньшим саморазрядом при хранении и практически не закипают. Но есть у них и недостатки: они плохо переносят глубокий разряд.
Гибридные
Обозначают маркировкой «Ca+», «Sb/Ca» или «Hybrid battery». Отличие батарей, изготовленных по этой технологии, от кальциевых в том, что в составе одного из электродов содержится сурьма, как в обычных свинцово-кислотных аккумуляторах.
Гибридные батареи, как правило, дешевле кальциевых, но при этом обладают практически всеми их преимуществами, хотя и в меньшей степени. Также аккумуляторы такого типа лучше переносят глубокий разряд.
Хотя тип АКБ — важный параметр, сам по себе он практически ничего не значит. При ответе на вопрос, какой аккумулятор лучше купить на автомобиль зимой, необходимо учитывать ёмкость, пусковой ток и другие параметры. Мнение о том, что гелевая или AGM-батарея с зарядом 50 А·ч с успехом заменит свинцово-кислотную с 90 А·ч — ошибочное.
Полярность
Есть два варианта — прямая и обратная полярность. Прямая система полярности предполагает, что плюсовая клемма расположена слева, а обратная — справа. Также используют понятие «аккумулятор с правым и левым плюсом». Обратная полярность известна как «евро» или «R» и «0».
Прямую полярность называют также «стандартной», «L» или «1». Встречается на легковых отечественных автомобилях.
Может показаться, что разница невелика, но из-за конструктивных особенностей авто далеко не всегда аккумулятор с другой полярностью можно разместить в подкапотном пространстве. Чтобы не пришлось потом удлинять провода, лучше сразу посмотреть на полярность аккумулятора, который уже стоит на авто. Или при покупке указать марку, модель и год выпуска авто, чтобы продавец нашёл ту батарею, которая подойдёт именно вам.
На батареях с прямой и обратной полярностью отличается не только положение, но и диаметр клемм. Кроме того, есть различие по стандарту: европейские больше (19,5 мм — «плюс» и 17,9 мм — «минус»), чем азиатские (12,5 мм и 11,1 мм соответственно).
Что ещё следует учесть перед тем, как выбрать аккумулятор
Помимо технических характеристик и типа, при непосредственной покупке аккумуляторной батареи следует учитывать:
-
Размеры. Габариты АКБ зависят от марки авто и ёмкости батареи. Для легковых автомобилей используют 2 типоразмера — азиатский и европейский. При одинаковой ёмкости они отличаются по габаритам. Стандартный азиатский АКБ — высокий и узкий (232 × 173 × 225 мм). Европейский аналог на 60 A·ч ниже, но длиннее (242 × 175 × 190 мм). Место под аккумуляторную батарею в машине проектируют индивидуально, поэтому габариты нужно обязательно учитывать. Единственное исключение — автомобили, которые предусматривают наличие модификаций. В таком случае возможна установка аккумуляторов других типоразмеров.
Если вы хотите приобрести батарею большей ёмкости, лучше измерить посадочную площадку. Также обратите внимание и на крепление. В некоторых моделях для этого производитель предусмотрел выступ внизу — буртик.
-
Тип крепления. Надёжность крепёжных систем влияет на срок беспроблемной эксплуатации АКБ. На азиатских моделях авто батарею прижимают планкой или рамкой, которую устанавливают на шпильках. На европейских автомобилях в этих целях применяют специальные прижимные пластины.
-
Гарантия. На батарею должна быть официальная гарантия производителя. Чем она больше, тем лучше.
-
Состояние АКБ при покупке. Внимательно осмотрите батарею на наличие сколов и трещин на корпусе, царапин на клеммах — они могут свидетельствовать об использовании аккумулятора. Также перед тем как купить АКБ, обязательно потребуйте проверку нагрузочной вилкой или сами замерьте напряжение с помощью мультиметра. Оно должно быть 12,5–13 В.
Если вы эксплуатируете авто не в обычном городском цикле, есть какие-либо особенности использования, то перед покупкой аккумулятора лучше посоветоваться со специалистом.
АКБ большей ёмкости может понадобиться, если для машины характерно повышенное потребление электроэнергии. Такая ситуация часто возникает при модификации автотранспорта, к примеру, при установке мощного автозвука или дополнительного освещения. Но учитывайте, что генератор может не справиться с подзарядкой такой батареи, из-за чего её срок службы заметно снизится.
Функция «старт-стоп» в аккумуляторе
Сейчас всё больше современных автомобилей оснащают этой системой для экономии топлива, снижения уровня шума и токсичности выхлопных газов. В частности, можно её встретить на авто марок BMW, Volkswagen Tiguan, Audi, Citroen, Mercedes-Benz, Mazda.
Когда у автомобиля есть функция «старт-стоп», не так важно, какую марку аккумулятора выбрать. Важнее, чтобы батарея поддерживала такой режим работы двигателя: глушение мотора при остановках и запуск при подаче газа. Рассматривать нужно AGM и EFB. Обратите внимание на следующие: Varta Start-Stop Plus, Exide Start-Stop AGM, Exide Start-Stop AGM.
На сайте «Колёса Даром» в каждой модели мы указываем наличие функции «старт-стоп» и тип электролита, чтобы упростить выбор подходящей АКБ.
Аккумулятор для дизельного автомобиля: какой выбрать
Двигателю на дизеле нужна высокая степень сжатия, чтобы прогревать воздух в цилиндрах до необходимой температуры. Так поджигается топливная смесь без применения внешних источников. Чтобы коленвал раскрутился до нужных оборотов и запустил холодный дизель, потребуется мощное питание.
Зимой нужно прогревать воздух в цилиндрах свечами накала, которые забирают много энергии до запуска стартера. Дизельные смазочные материалы густые и увеличивают трение в пятне контакта. Таким образом, стартеру нужна дополнительная энергия, чтобы преодолеть вязкостное трение. По этой причине для дизельного авто нужна аккумуляторная батарея повышенного пускового тока и ёмкости.
Пример требований к АКБ для авто на дизеле для разного объёма двигателя:
-
до 1,5 л («малолитражки») — до 550 А, до 55 A·ч;
-
от 1,5 до 2,7 л (средний класс) — 520–760 А, 63–75 A·ч;
-
от 2,7 до 3,5 л (внедорожники и микроавтобусы) — 640–820 А, 76–95 A·ч.
Чем больше рабочий объём, тем выше требования к АКБ. Для каждой категории дизельных авто подойдут определённые модели аккумуляторных батарей:
-
«Малолитражки» — Tyumen BatBear (55 A·ч о/п) L, Mutlu (55 A·ч о/п) L2.55.045.A.
-
Дизельные автомобили среднего класса — Tyumen Battery Asia (75 A·ч п/п) D26R, Varta Blue Dn. E23 (70 A·ч о/п) D26L, Topla Energy (60 A·ч п/п) L2.
-
Внедорожники — Energizer Plus (95 A·ч о/п) 595 402 080 L5, Varta Silver Dynamic I1 110 А·ч о/п L6.
В нашем каталоге можно найти большинство из рекомендуемых моделей аккумуляторов и зарядные устройства к ним.
Примеры моделей аккумуляторов для дизельных авто
Рассмотрим подробнее АКБ для дизельных авто, которые есть в магазине «Колёса Даром».
-
Tyumen BatBear (55 A·ч о/п) L. Выпускает эти батареи российский производитель «Алькор». Этот аккумулятор необслуживаемый, но не рекомендуем разряжать его слишком сильно, несмотря на то, что он стойкий к глубоким разрядам. Батарея состоит из 72 пластин, положительных и отрицательных. Они сгруппированы в блоки по 6 штук. Подходит батарея для автомобилей марки Alfa Romeo 156, BMW i3, BYD e2, Chevrolet Spark, Chrysler Nemo, Citroen C3, Ford Escape и других.
-
Tyumen Battery Asia (75 A·ч п/п). Кальциевый аккумулятор для эксплуатации в любую погоду. Модель разработали по японскому стандарту JIS для азиатских автомобилей, которые используют в России. Батарея устойчива к глубокому разряду, вибрациям и отрицательным температурам. АКБ можно устанавливать на такие иномарки, как Acura RL, Chery Tiggo, Chevrolet Venture, Daewoo Kalos, УАЗ Hunter.
-
Varta Blue Dn. E23 (70 A·ч о/п) D26L. Кальциевая батарея для автомобилей со стандартным уровнем энергопотребления. Высокая пусковая мощь позволяет уверенно запускать двигатель в морозную погоду. У батареи низкий саморазряд, повышенная устойчивость к вибрациям. Решётки противостоят коррозии и ударам. АКБ совместим с такими марками авто, как Renault Koleos, SsangYong Korando, Subaru WRX, Suzuki Escudo, Toyota Land Cruiser, Vortex Tingo, УАЗ 469.
Конечно, выбор — за вами. Можно ориентироваться на представленные модели или найти что-то более подходящее для вас по характеристикам и цене. Также мы подготовили гайд по эксплуатации, который поможет продлить срок службы АКБ и лучше за ним ухаживать.