Бесплатный шиномонтаж

Обзор платных магистралей Москвы

Платные дороги в России уже не в новинку, довольно много таких трасс строятся или работают по направлениям из столицы в разные концы нашей страны — в Санкт-Петербург, Казань, на юг, а также внутри Москвы. Какие есть платные дороги, какова их протяжённость, стоит ли пользоваться ими, какова стоимость проезда — всё это рассмотрим далее.

unnamed.jpg

Когда в России открыли первую платную дорогу

Первую платную дорогу открыли в России весной 1999 года. Это был участок 20 км на трассе М-4 «Дон» в Липецкой области, он обходил село Хлевное. Через год платная часть дороги разрослась в 2,5 раза, появился ещё объезд Задонска. Сейчас М-4 «Дон» насчитывает порядка 1500 км.

Зачем нужны платные путепроводы

Платные дороги — это всегда альтернатива проезда без оплаты. Хотя президент подписал указ № 289-ФЗ от 02.08.2019 , который разрешает строительство безальтернативных трасс с оплатой, но исключительно в условиях Крайнего Севера и с ограничениями: магистраль не должна проходить по населённым пунктам, а плату можно взимать только с грузовых автомобилей.

В чём же удобство платных дорог, зачем отдавать деньги за проезд по ним, стоит ли ездить, если есть альтернатива в виде бесплатных путепроводов? 

Как правило, бесплатные дороги проходят через населённые пункты, на пути попадается множество тоннелей, железнодорожных переездов, ограничений скорости, что заметно увеличивает время на прохождение расстояния. К примеру, платная дорога в Питер позволяет доехать до Северной столицы из Москвы за 6–7 часов, в то время как бесплатную трассу до Санкт-Петербурга придётся преодолевать часов 10.

Как правило, властям дорого реконструировать уже существующие трассы, или это просто невозможно. В таком случае право на разработку и постройку платной альтернативы отдают частной компании. Новую платную дорогу строят так, чтобы автомобили по ней передвигались с максимальной скоростью и безопасно, даже в центре города.

На законодательном уровне различается владелец дороги и оператор, который её обслуживает. Как правило, её разделяют на участки, и плата на каждом из них разная, не всегда стоимость зависит от километража. На платных дорогах используют запутанную тарифную сетку, где размер оплаты варьируется в зависимости от места въезда и выезда и даже времени суток. Например, на некоторых отрезках трассы Москва — Санкт-Петербург ночью стоимость ниже почти на 50%. 

Строить платные дороги разрешено и субъекту РФ, в Санкт-Петербурге есть Западный скоростной диаметр — платная магистраль в городе, аналогичная существует и в Москве.

Московский скоростной диаметр

В сентябре 2022 года запустили МСД — первую платную магистраль в столице. Это автомобильная дорога в 68 километров в длину, она соединяет Северо-Восточную и Юго-Восточную хорду. То есть можно пересечь всю Москву через центр с севера на юг, и не заезжать на Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо или МКАД, минуя постоянные пробки на вылетных магистралях.

Дорога разгрузила остальные трассы, сэкономила время преодоления маршрута до 85 минут, если речь идёт о проезде через весь город. Строительство планируют полностью завершить до окончания 2026 года. 

Магистраль бессветофорная, а максимально разрешённая скорость — до 90 км/ч. Проходит от платной трассы Москва — Санкт-Петербург до Симферопольского шоссе и с ответвлением на дорогу М-12. Масштабы строительства МСД равны крупным внутригородским проектам МКАД и ТТК.

unnamed (1).jpg

Для кого проезд платный

Изначально люди, которые проживают в столице и МО, не должны были оплачивать проезд, плату вносят транзитные автомобили. Определяется льгота по московским номерам и по прописке водителя: если у авто номера другого региона, но владелец зарегистрирован в Москве или Подмосковье, проезд для него бесплатный. Однако с 15 февраля 2025 года правила изменились. Проезд стал частично платным и для москвичей.

Власти столицы пояснили, что платный проезд — мера поддержки москвичей. МСД создали не для улучшения транзитного движения, а для разгрузки городских дорог, оптимизации работы общественного транспорта, лучшей связки внутренних районов Москвы. Потому для тех, кто двигается внутри города, дорога будет бесплатной, а транзитному транспорту придётся платить, при этом грузового транзита на дороге не будет.

Тарифы

Стоимость проезда для жителей Москвы и МО составляет 5 руб. за каждый участок. Оплату берут только в самые загруженные часы с понедельника по пятницу:

  1. С 07:00 до 11:00. 

  2. С 16:00 до 20:00.

В остальное время проезд бесплатный. Если машина заехала на участок до начала платного времени, например, в 06:50, то она имеет право ехать дальше бесплатно.

Для транзитного транспорта заплатить придётся 950 руб. Транспорт можно считать транзитным, если:

  • Он пересёк границы Центральной кольцевой автодороги 2 раза в течение суток и проехал по Московскому скоростному диаметру.

  • Прошло 2 часа или менее между въездом и выездом ТС с магистрали.

Плату берут только за завершённый маршрут ЦКАД — МСД — ЦКАД, вне зависимости от времени суток, типа ТС и количества транзитных проездов по МСД.

Грузовым транспортным средствам въезд запрещён, кроме ТС с действующими пропусками.

Бесплатный транзитный проезд предоставляют:

  • ТС, которые зарегистрированы в Москве и МО;

  • наземному городскому общественному транспорту;

  • такси, у которых есть дозволение на работу в Москве и МО;

  • ТС, которые выполняют регулярные перевозки между регионами;

  • школьным автобусам и тем, которые перевозят организованные группы детей;

  • спецтранспорту со световыми и звуковыми спецсигналами;

Также свободный транзитный проезд существует для автомобилей федеральной почтовой связи, которые перевозят почтовые отправления, денежные средства, а также для сопровождающих их сотрудников.

Платная трасса М-4 «Дон»

Начало дороги в Московской области, конец — в Новороссийске, на берегу Чёрного моря, негласно трассу называют «морской артерией страны», так как именно она принимает основной поток отдыхающих в летний период. Протяжённость магистрали порядка 1531 км. Пробки на ней бывают крайне редко, заправки расположены часто, на преодоление всей трассы понадобится порядка 23 часов.

unnamed (2).jpg

Дорогу построили ещё в 60-х годах, а к 2010 году она перешла под патронаж государственной компании «Автодор». Обслуживающая компания провела мониторинг и заключила, что более 50% дорожного полотна нуждается в реконструкции. Сейчас это одна из основных трасс средней полосы, качество её приближено к европейским стандартам.

Схема дороги и стоимость проезда

Схема дороги расположена чуть ниже, на ней указаны точки оплаты и обслуживания на каждом участке.

unnamed (3).jpg

Сколько стоит пользование дорогой в 2025 году — зависит от времени суток и категории ТС. В тарифной сетке «Автодор» предусмотрено 4 группы машин, делятся они по количеству осей и высоте. Ночью ехать по трассе почти в два раза дешевле. В целом проезд будет стоить от 360 до 1060 руб. При оплате с транспондером предоставляют скидку в 15%.

Инфраструктура дороги

Заправки на дороге расположены очень густо, на каждой АЗС есть не только бензин, но и супермаркет, туалет, на некоторых пунктах присутствуют и небольшие закусочные или кафетерии.

unnamed (4).jpg

Если говорить о дорожном полотне, то оно действительно высокого качества, есть хорошее ночное освещение, в местах пересечения с другими дорогами многоуровневые транспортные развязки, дополнительные объезды населённых пунктов. В летний период ситуация на дороге напряжённая, плотный поток туристов создаёт пробки и заторы. Но в целом трафик на трассе довольно интенсивный, встречные потоки движения разделены, сама магистраль обходит населённые пункты, на ней можно развивать скорость 90–130 км/ч.

Инфраструктура дороги современная, используют элементы автоматизированной системы управления движением, она:

  • собирает информацию о ситуации на трассе (для этого используют сеть камер наблюдения);

  • анализирует погодные условия;

  • проверяет работу освещения, собирает оперативную информацию от пунктов экстренной связи;

  • быстро принимает решения;

  • передаёт экстренную информацию в необходимые структуры;

  • информирует водителей о пределе скорости, о возникающих затруднениях проезда.

Есть и бесплатная альтернатива — состоит из 12 участков, но качество покрытия несравнимо с платной дорогой, как и допустимый скоростной режим. К тому же бесплатная трасса длиннее.

Платная трасса М-12 в Казань

Это одна из новых платных транспортных артерий, полностью её запустили в конце 2023 года. Маршрут проходит от Москвы в Казань через Нижний Новгород. У дороги есть название — «Восток». Бесплатный дублёр — трасса М-7 «Волга», которая тянется до Уфы. 

Общая протяжённость дороги — 811 км. В 2025 году планируют продлить дорожное полотно до Екатеринбурга, а в 2026 — до Тюмени. Допустимая скорость на дороге — 110 км/ч, в перспективе её могут повысить до 140 км/ч.

unnamed (5).jpg

На данный момент трасса заканчивается в населённом пункте Шали в Татарстане. 

После запуска всей протяжённости дороги прохождение маршрута от Москвы до Казани занимает 6,5 часа. Общая стоимость проезда — от 5399 до 10 594 руб. для разных категорий транспорта.

Инфраструктура трассы

На трассе уже есть 18 многофункциональных зон с парковками, АЗС, точками общепита, спортивными и детскими площадками, местами для выгула домашних животных. Планируют увеличить количество таких зон до 32.

На магистрали нет шлагбаумов, она оснащена системой «Свободный поток». На дорожных рамках разместили оборудование, которое фиксирует машины. Они могут проезжать без снижения скорости. Система автоматически распознаёт автомобили с помощью камер и датчиков.

Платная трасса М-11 в Питер

М-11 «Нева» тянется от Москвы до Санкт-Петербурга. Это платное повторение дороги М-10, но она не заходит в населённые пункты, что не ограничивает скорость, потому время прохождения трассы значительно уменьшается. Если по бесплатной дороге период проезда от столицы до Санкт-Петербурга составляет 9–10 часов, то по платной до Питера добраться можно за 7 часов, а если совсем без остановок, то можно уложиться и в 6.

Нужно отметить, что по собранной статистике трасса Москва — Санкт-Петербург признана одной из самых безопасных, на ней происходит меньше всего ДТП.

Особенности трассы в Санкт-Петербург

Протяжённость дороги до Москвы — 684 км. Ехать можно с максимальной скоростью — 130 км/ч на отрезке от Новгорода до Твери, на прочих участках — 110 км/ч. На всей протяжённости установлены камеры, которые отслеживают скоростной режим, о них предупреждают знаки. Практически вся трасса имеет по 2 полосы в обе стороны, но уже на подъезде к столице или Питеру дорога расширяется на 3 полосы.

Инфраструктура трассы в Санкт-Петербург

Через каждые 20 км на трассе располагаются зоны отдыха, где можно найти:

  • парковочное место;

  • уютные столики и лавочки в тени под навесом;

  • туалеты и всё необходимое, чтобы привести себя в порядок.

Есть по пути и полноценные кафе, но немного, стоит взять термос с собой, к тому же с зон отдыха открываются великолепные виды на лесной массив. Выезжать из зоны отдыха просто — есть полосы разгона, из которых легко влиться в поток.

По всей дороге до Санкт-Петербурга установили яркое освещение, информационные электронные экраны, на которых можно найти данные:

  • о скоростном режиме на данном участке;

  • о тарифе на проезд;

  • о расположении ближайшей АЗС.

Кстати, АЗС по пути довольно много, но зачастую они забиты автомобилями, да и стоимость бензина на трассе немного выше, чем в среднем по стране. Так что стоит заправить полный бак сразу перед выездом из Петербурга или Москвы. 

Тарифы и оплата трассы в 2025 году

Практически вся дорога принадлежит «Автодор», кроме «золотого участка», где владелец «Северо-западная концессионная компания». Золотым этот кусок называют из-за его стоимости — за преодоление этих 43 км придётся отдать от 740 рублей — это самый дорогостоящий для водителей отрезок. «Золотой участок» расположен на выезде из столицы, отметка 15-й км, съезд с 78 км МКАД. Участок проложен в обход Химок, заканчивается в Солнечногорске. Съезд на 58 км.

Этот недешёвый отрезок дороги можно объехать по бесплатной трассе до села Пешки, как раз здесь въездной пункт на 58 км, пункт оплаты «Автодора» и начинается более дешёвый участок магистрали до Петербурга.

Тарификация складывается из нескольких факторов:

  • В какой день совершается поездка — в выходные стоимость выше будних дней, причём к выходным относится и пятница, и официальные праздничные дни.

  • Время суток — с 1:00 до 6:00 проезд дешевле.

  • Как производят оплату — дешевле платить транспондером, наличные или карта обойдутся дороже.

  • Использование разных участков дороги.

Когда въезжаете в Питер, можно не двигаться по платному ЗСД, хотя именно он начинается после трассы М-11, при отсутствии пробок поехать по городу или через КАД.

В среднем без транспондера в дневное время проезд по всей трассе обойдётся от 3550 до 8150 рублей, при использовании t-pass можно сэкономить до 15%.

unnamed (6).jpg

Как оплачивать проезд по платным дорогам

В установлении тарифов на проезд по платным дорогам участвует правительство — оно определяет предел стоимости километра пути, в зависимости от категории автомобиля. Но в постановлении есть пометка, что тариф может расти в соответствии с индексом потребительских цен. Отдельно в законе об автодорогах прописана статья о бесплатном использовании трасс машинами спецслужб, общественным транспортом (кроме такси и междугородних автобусов), почтовыми автомобилями.

На большинстве платных трасс оплату производят наличными, банковской картой, бесконтактной системой платежей, привязанной к карте, или транспондером. 

Самый распространённый тип оплаты — контрольные пункты с турникетами, терминалами и шлагбаумами. Здесь реализуют две схемы:

  1. Постоплата. При заезде на платный участок в терминале берут талон, который водитель сохраняет до конца поездки. На выезде с него талон предъявляют контролёру, и он рассчитывает сумму к оплате.

  2. Предоплата. Такая схема удобна на участках с фиксированной ценой, где стоимость проезда не зависит от километража. К примеру, на платных мостах. Здесь водитель получает чек на въезде, а в конце участка просто выезжает на бесплатную дорогу. Иногда наоборот — на платную дорогу выезд свободный, только стоят предупреждающие знаки о начале оплачиваемого пути, а уже в конце дороги стоит пункт приёма денег.

В турникетах зачастую предусмотрены разные способы оплаты, над ними размещают информационные таблички. Иногда есть отдельные терминалы для грузовых машин — они выше для удобства водителя. Лучше выбирать подходящий терминал ещё на подъезде к КПП и занимать соответствующую полосу. При плотном движении надо оставлять достаточную дистанцию с идущим впереди автомобилем, чтобы была возможность перестроиться в случае необходимости.

Есть и отложенные платежи, например, на ЦКАД можно оплатить проезд позже, на сайте оператора. На внесение денег есть 5 суток, далее последует взимание штрафа.

Штрафы за неуплату проезда

Если водитель не оплатит проезд в течение пяти дней, штраф составит 5000 рублей. Это касается только грузового транспорта и автобусов. Для легкового транспорта наказание обойдётся в 1500 рублей. Однако если нарушитель погасит задолженность не позднее 20 суток, этот штраф отменят. Об этом сказано в статье 12.21.4 КоАП РФ.

Сам же штраф можно оплатить в течение 70 суток со дня выхода постановления. Из них 10 дней дают на обжалование. Если вы оплачиваете штраф в течение 30 суток, на него действует скидка в 25 %. Однако если вы пропустите и эти 70 дней, дело передадут в суд, придётся платить ещё и исполнительский сбор от 1000 руб.

Почему удобно пользоваться транспондером

В использовании транспондера, или t-pass, много плюсов. Выше уже писали о скидке на оплату с применением устройства, но ещё он позволяет экономить время. В современных системах считывания можно даже не останавливаться для оплаты — только притормозить на контрольном пункте, автоматика сама считает данные и спишет деньги.

Что касается скидки на оплату, то в некоторых случаях можно заплатить до 50% меньшую сумму. Но стоимость самого прибора t-pass в 2025 году не очень низкая — 1000–1300 рублей, то есть покупать его для редких поездок невыгодно, для этого лучше использовать арендное устройство. Для применения транспондера его нужно зарегистрировать — оставить свои паспортные данные, номер телефона, завести личный кабинет на сайте оператора или в приложении, внести деньги на счёт, подключить опции — у каждого оператора они свои. Можно подключить интероперабельность, то есть возможность использовать один t-pass на дорогах разных операторов.

Устройство рекомендуют закрепить на лобовом стекле так, чтобы его ничего не прикрывало. При проезде пункта оплаты нельзя прижиматься к идущему впереди автомобилю ближе чем на 10–15 метров. Иначе он может проехать за ваш счёт. Ещё нужно учитывать, что при расчёте оплаты система автоматически определяет класс автомобиля, в том числе по его высоте. Так что если у вас нагружен багажник на крыше, лучше заехать на оплату в место, где стоит терминал, оплатить через оператора и передать ему транспондер для списания.

Платные дороги Москвы стали важной частью транспортной системы, они позволяют водителям экономить время и избегать пробок, особенно в центре города. Однако их использование требует продуманного планирования маршрута и учёта дополнительных затрат. В будущем развитие таких магистралей поможет сделать передвижение по городу ещё более удобным.