Правила эксплуатации, хранения и ухода за шинами
Безопасность водителя и пешеходов во многом зависит от состояния шин, установленных на автомобиле. Чтобы избежать аварийных ситуаций на дороге, крайне важно следить за состоянием резины. На что обращать внимание? Когда нужно в срочном порядке «переобуваться», как правильно ухаживать за шинами? Какие показатели всегда должны быть в норме? Об этом расскажем более подробно.
Правила ухода за шинами
Перед тем как сесть за руль, обратите внимание на несколько важных моментов.
Давление
Показатели давления всегда должны быть в норме, от них зависит срок службы шины и управляемость. Если давление слишком низкое, неравномерный износ протектора и перегрев самой конструкции неизбежны. Регулярная езда на полуспущенных колёсах приводит к существенному изменению их структуры, в результате этого риск попасть в аварию возрастает на 80%. Автомобиль становится менее управляемым, ухудшаются показатели курсовой устойчивости. Машина плохо реагирует на команды руля, уходит в занос при прохождении поворотов, тяжело маневрирует.
Каким должно быть давление в шинах, указано в инструкции по их эксплуатации. Кроме того, большинство производителей фиксируют его предельно допустимые нормы на стойке левой двери или обратной стороне крышки лючка бака.
Важно! Нельзя регулировать давление на «горячих» шинах, сразу после поездки, поскольку его показатели будут завышены. Дождитесь, пока резина остынет, и только тогда действуйте.
Внешнее состояние
Перед тем как покинуть пределы парковочного места, визуально осмотрите резину.
-
Протектор и боковины не должны быть слишком изношенными или повреждёнными. Глубокие порезы, грыжи, трещины, торчащие нитки и металлическая проволока, которые указывают на нарушение конструкции корда, предупредят о том, что шины на автомобиле требуют срочной замены.
-
Ниппель в обязательном порядке должен быть защищён от грязи и пыли. Наличие колпачка на вентиле обязательно.
-
На поверхности протектора не должно быть каких-либо посторонних предметов — острых обломков, гвоздей и т. д. Их вылет часто приводит к резкому скачку давления, в результате этого вероятность потери контроля над управляемостью автомобиля возрастает.
Важно! Не передвигайтесь на шинах, конструкция которых сильно повреждена, особенно если предпочитаете спортивный стиль езды и высокую скорость. Повреждённые шины могут разрушиться прямо на ходу, в таком случае авария неизбежна. Конструкция с пузырями, торчащей металлической проволокой, глубокими трещинами для эксплуатации непригодна, поэтому даже не пытайтесь её каким-то образом «реанимировать».
Показатели износа
Изношенные шины склонны к частым проколам. Они также вызывают сильный эффект аквапланирования: автомобиль становится практически неуправляемым на мокрых трассах. Канавки, которые отвечают за отвод грязи и воды из пятна контакта, становятся менее глубокими, поэтому не справляются со своими прямыми обязанностями, по этой причине существенно ухудшается сцепление с дорожным полотном.
По ПДД РФ нельзя эксплуатировать легковой автомобиль, если остаточная высота протекторного рисунка резины составляет менее 1,6 мм. Для грузовиков этот показатель равен 1 мм, для мопедов и мотоциклов — 0,8 мм, для автобусов — 2 мм.
Если хотите уверенно и безопасно чувствовать себя не только на сухой, но и на мокрой дороге, тогда меняйте шины, когда их протектор стёрся до 2 мм. Для зимы его глубина не должна быть менее 3 мм. В противном случае шины не будут эффективно самоочищаться от снежной каши и ледяной крошки.
Важно! Если износ шин превышает 70%, при передвижении в дождь будьте крайне бдительны, поскольку вероятность аквапланирования очень высокая.
Как ездить, чтобы шины служили дольше
Правильные привычки водителя существенно сокращают износ резины и снижают вероятность возникновения неожиданных проблем. Рассмотрим основные аспекты безопасного и экономичного вождения. Они гарантированно помогут продлить срок службы автомобильных шин на несколько лет. Соблюдайте следующие рекомендации:
-
Избегайте резких манёвров. Неожиданные ускорения, торможения и повороты негативно влияют на состояние автомобильных шин. При резком разгоне они испытывают высокую нагрузку. Это приводит к их износу, перегреву. Постарайтесь плавно разгоняться и тормозить, чтобы продлить на несколько лет срок безаварийной эксплуатации шин.
-
Соблюдайте безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Грамотно выбранное расстояние позволяет избежать резкого торможения. Если следить за движением на дороге и оставлять достаточно пространства, вы сможете заранее отреагировать на изменение ситуации, что снизит нагрузку на шины.
-
Следите за дорожными условиями. Если трасса мокрая, снежная или обледенелая, нужно корректировать стиль вождения. На скользких дорогах уменьшайте скорость и увеличивайте дистанцию торможения. Это снижает риск заноса и повреждения шин.
-
Избегайте перегрузки авто. Чрезмерная нагрузка на машину — частая причина увеличенного износа шин. Регулярно проверяйте вес груза, который вы перевозите. Перегрузка приводит к повышению давления в шинах, их повреждению.
-
Минимизируйте пробуксовку колёс. При ускорении или подъёме на гору она вызывает избыточное трение и износ шин. При движении по скользкой поверхности старайтесь использовать более мягкий стиль вождения. Если возможно, избегайте активного использования системы полного привода на асфальтированных автомобильных трассах.
-
Проводите регулярное техническое обслуживание автомобиля. Техсостояние машины также влияет на срок службы шин. Осматривайте тормоза, подвеску и систему управления авто. Неправильная работа этих технических механизмов и узлов становится причиной неравномерного износа резины и повышения риска аварий. Обязательно выполняйте балансировку и ротацию шин, чтобы продлить срок их службы.
-
Правильный выбор скорости. Чем она выше, тем больше нагрузка на шины, особенно на поворотах. Умеренная скорость в условиях городского автомобильного движения и на загородных трассах снижает риск повреждения шин и повышает срок их службы. На мокрых дорогах снижайте скорость во избежание аквапланирования и потери контроля над машиной.
-
Учитесь предсказывать дорожные ситуации. С первых лет вождения авто предугадывайте, что может произойти, и планируйте свои действия. Если вы видите, что впереди автомобиль тормозит, заранее снизьте скорость, чтобы избежать резкого торможения.
Правильный стиль управления машиной и внимание к дорожным условиям являются ключевыми факторами, которые продлевают срок службы шин на несколько лет.
Влияние сезонности
Выбор правильных автомобильных шин для разных сезонов — немаловажный фактор безопасного и эффективного вождения. Конкретная погода требует определённого состава резины, особенностей конструкции шин, глубины протектора. Поэтому сезонность в немалой степени влияет на время использования шин, их технические, эксплуатационные характеристики.
Летние шины
Их разрабатывают по ГОСТ для езды в тёплое время года. Такие шины обеспечивают максимальное сцепление с дорогой, минимизируют риск аквапланирования, сохраняют управляемость авто в дождь.
У протектора меньшая глубина и гладкий рисунок, что улучшает контакт с дорогой. Резиновая смесь таких шин твёрже, чем у зимних. Это позволяет избежать чрезмерного износа при высоких температурах. Но при снижении до +7 °C их эффективность значительно падает.
Зимние автомобильные шины
У них глубокий протектор, в резиновой смеси есть спецкомпоненты, которые сохраняют эластичность при минусовых температурах. Существует два основных типа зимних шин:
-
шипованные;
-
нешипованные.
Первые хорошо сцепляются со льдом. Но на голом асфальте могут ухудшать комфорт езды, в ряде случаев даже увеличивать тормозной путь. Нешипованные шины эффективны на заснеженных и влажных дорогах. На гололёде их сцепные качества уступают шипованным моделям.
Всесезонные шины
Их разрабатывают для эксплуатации в мягких климатических условиях, где температурные колебания не так резки. Их можно не менять с наступлением нового сезона.
Эти шины обычно имеют средний по глубине протектор и состав резины, который адаптируется как к умеренной жаре, так и к лёгкому морозу. Всесезонные шины не могут полностью заменить зимние в суровых климатических условиях с большим количеством снега и льда, и не всегда обеспечивают максимальную эффективность летом при высоких температурах.
Правильный переход между сезонами
Чтобы обеспечить максимальную безопасность, важно вовремя «переобувать» автомобиль. Летние шины меняют на зимние при устойчивом снижении температуры до +7 °C. Несвоевременная замена приводит к быстрому износу автомобильной резины. Зимние шины при высоких температурах быстрее стираются из-за мягкого состава компаунда, а летние в морозы теряют сцепление и становятся жёсткими.
Хранение шины вне сезона: полезные советы
Неправильные условия хранения приводят к повреждению резины, изменению её структуры. Шины служат максимально долго, не теряют своих качеств при соблюдении ряда важных правил:
-
Температура и влажность. Организовывайте хранение в сухом, прохладном помещении с постоянной температурой от +10 до +25 °C. Лучи солнца не должны напрямую попадать на шины. Это способствует их старению, появлению микротрещин. Повышенная влажность деформирует шины, ухудшает их эластичность.
-
Защита от света. Если нет возможности хранить шины в затемнённом месте, их рекомендуют укрывать чехлами или плёнкой. Лучше всего использовать специальные накидки для хранения. Они защищают резину от света, пыли.
-
Очищение. Перед «консервацией» чистят максимально тщательно от грязи, остатков реагентов, которые разъедают резину. Для этого используйте обычную воду и мягкую щётку. Не стоит применять для работы агрессивные химические средства. Нужно осмотреть все повреждения. Если обнаружили трещины, проколы, устраните их до начала хранения.
-
Храните шины в закрытом помещении: гараж, склад. Если помещение недостаточно сухое или плохо защищено от света, рекомендуют использовать специализированные автосервисы по хранению. В них создают нужные условия.
Ещё несколько советов. Избегайте контакта шин с химвеществами. Поддерживайте порядок. Хранение шин на протяжении всех лет эксплуатации нужно организовать так, чтобы на них не действовали механические нагрузки. Не ставьте на них тяжёлые предметы и не придавливайте другими вещами. Соблюдение привёденных рекомендаций сохранит структуру и эластичность резины.
Уход за зимними шинами
Эксплуатация зимних шин требует особого внимания. Новым шинам нужна обкатка перед полноценной эксплуатацией. Это связано с тем, что на заводе на их поверхность наносят специальные смазочные вещества. Они помогают при производстве и предотвращают старение во время хранения. Однако эти вещества снижают сцепление шин с дорогой в первые несколько сотен километров.
Рекомендуют первые 200–300 км движения на новых зимних шинах избегать резких ускорений, торможений и манёвров на высоких скоростях. Это позволит смазке износиться естественным образом и улучшит характеристики сцепления.
Монтаж и балансировка
При установке зимних шин обязательно проводите работы по балансировке автомобильных колёс. Она позволит избежать неравномерного износа резины и снизит вибрации при движении. Не забывайте проводить проверку состояния ниппелей. Даже незначительные утечки воздуха способны снизить давление в шинах.
Правильное использование шипованных шин
Шипы играют ключевую роль в сцеплении на льду. Неправильное вождение приводит к их быстрому износу. Для увеличения срока службы шипов избегайте резких разгонов и торможений на асфальте, это становится причиной их вырывания.
Шипованные шины менее эффективны на сухом или мокром покрытии. Используйте их только при наличии льда или снега на дороге.
Ротация зимних шин
Важная процедура, которая помогает равномерно распределить нагрузку на все колёса. Тем самым продлевают срок службы шин. Меняйте передние и задние колёса местами через каждые 8–10 тысяч километров пробега. Это крайне важно для автомобилей с передним приводом. Передние колёса изнашиваются быстрее из-за большей нагрузки.
Как защитить шины от повреждений на дороге
Первый шаг к защите автомобильных шин — внимательное отношение к дорожным условиям. Убедитесь, что вы избегаете участков с неровностями, трещинами и другими дефектами. Если вы заметили на дороге ямы или острые предметы, старайтесь их обойти, чтобы не повредить резину. Регулярное наблюдение за состоянием трассы поможет избежать серьёзных проблем.
Старайтесь избегать взаимодействия с бордюрами. Удары о такие препятствия вызывают повреждения боковин шин, приводят к их деформации. Если надо проехать близко к бордюру, сделайте это медленно и аккуратно, чтобы минимизировать риск.
Средства по уходу за шинами
Чтобы шины служили дольше и сохраняли привлекательный вид, используют специальные смазки — чернители. Они предохраняют материал от трещин и защищают от воздействия ультрафиолетовых лучей. Средство придаёт шинам как блестящий, так и матовый вид. Например, чернитель-полироль AVS возвращает резине глубокий чёрный цвет, защищает от солнца, пыли, грязи. Средство нейтрализует воздействие дорожных реагентов. Кроме того, полироль образует на колесе антистатическую плёнку. Этот чернитель не содержит опасных веществ. Упаковка в форме аэрозоля, поэтому наносить средство легко и удобно.
Ruseff придаёт шинам блестящий вид, как после автомойки. Этот чернитель не оставляет потёков и не смывается водой. Отдушки придают средству приятный запах.
Эксплуатируйте шины в соответствии с правилами, и автомобиль не подведёт вас даже в самых сложных дорожных условиях!