От каких факторов зависит расход топлива зимой, как его уменьшить
Водители замечают, что машина зимой начинает потреблять больше топлива на каждый километр пути. Минтранс даже увеличивает лимиты организациям для списания горючего в холодный период года. Но почему это происходит? Давайте разбираться вместе.
Сезонные причины
По законам физики расход топлива зимой на километр должен уменьшаться, ведь в холодное время КПД двигателя выше: холодный воздух немного придаёт мощности мотору из-за плотности кислорода. Но в реальности мы наблюдаем другую картину. Так почему зимой увеличивается расход топлива?
Не будем останавливаться на варианте с двигателем с неисправностями. Если вы чувствуете, что есть проблемы, или на панели загорелся значок Check Engine, не стоит удивляться перерасходу горючего.
Но если с вашим авто всё в порядке, то бензин может больше тратиться из-за наступления зимы. После ночи на морозе либо в холодном гараже жидкие составы в трансмиссии становятся гуще, мотору нужно больше энергии для их прогрева.
Как правило, водители в мороз дольше прогревают авто перед поездкой, включают «печку», подогреватели зеркал и стёкол на окнах. Таким образом, расход топлива при прогреве двигателя зимой обязательно увеличится, на заправки предстоит заезжать чаще.
Дополнительно бензин или дизель уходят на выработку электроэнергии, которую в период коротких световых дней мы больше используем при включении бортовых осветительных приборов и фар.
Дорожные условия и шины
Зимние дорожные условия также немного опустошают бак автомобиля: ездить по заснеженным дорогам и рыхлому снегу не одно и то же, что проехать по чистой асфальтовой магистрали много километров. А если ещё и часто приходится буксовать, сжигается дополнительное топливо.
С изменением погоды меняют летние шины на зимние, а они более мягкие и с «зубастым» протектором — эти факторы значительно увеличивают сопротивление при езде, что требует дополнительных усилий от двигателя, который, в свою очередь, потребляет больше топлива на каждый километр из бензобака.
Кстати, если теоретически холод даже полезен мотору, то для трансмиссии и подвески он создаёт некомфортные условия. Замёрзшая смазка в подшипниках и коробке переключения передач требует от силового агрегата больше энергии, усиливает нагрузку на него.
Универсальные факторы
Кроме сезонных причин перерасхода горючего, рассмотрим ряд универсальных факторов, которые также влияют на увеличение расхода топлива зимой.
-
Низкое давление. Неслучайно зимой рекомендуют чаще проверять давление в шинах: приспущенные колёса резко увеличивают сопротивление при движении, что ведёт к более высокому потреблению топлива. Современные модели автомобилей оснащают системами мониторинга давления в шинах (TPMS), которые автоматически уведомляют водителя о понижении давления.
-
Неполадки с тормозными цилиндрами. Эта проблема всё время приводит к автоматическому притормаживанию машины, из-за чего об экономичности и говорить не приходится.
-
Неправильный «сход-развал». При этой проблеме очень быстро стираются шины, что приводит к увеличенному потреблению горючего.
-
Манера езды. С наступлением зимы многие водители придерживаются ровного, плавного и спокойного движения, избегают резких манёвров. Но часть автолюбителей, наоборот, пытаются продемонстрировать своё лихачество и мастерство вождения на ледовой поверхности. Агрессивный стиль езды также увеличивает расход топлива на километр.
-
Традиционное падение скорости на дорогах — это нормальное явление для зимнего периода. Но в мегаполисах образуются пробки. Стоя в них часами, работающий двигатель намного больше потребляет горючего, чем в движении, так как много «тянет» вхолостую.
Некоторые называют это не самой очевидной причиной, но в зимний период меняется плотность воздуха. И чем больше «минус» на градуснике, тем она выше. Так, при температуре в –40°С плотность воздуха почти на треть больше, чем при жаре +30°С. Такой разброс температур характерен, например, для сибирской местности.
Влияние качества топлива на его расход зимой
Холодная погода создаёт дополнительные нагрузки на двигатель. И именно топливо играет решающую роль в обеспечении его стабильной работы.
Особенность зимнего горючего — адаптация к низким температурам. Например, для дизельных автомобилей производители предлагают зимние сорта дизтоплива с добавлением специальных присадок. Последние предотвращают загустевание парафинов. Это позволяет избежать засорения топливных фильтров и обеспечивает бесперебойную подачу топлива в двигатель.
Для бензиновых моторов также нужно использовать топливо, которое соответствует рекомендациям производителя. Некоторые водители зимой предпочитают переходить на бензин с более высоким октановым числом, считают, что это улучшит работу мотора. Но без рекомендаций производителя это может негативно повлиять на двигатель.
Некачественное топливо, которое содержит примеси или воду, становится особенно опасным зимой. При низких температурах вода замерзает, образует ледяные кристаллы. Они нарушают работу топливной системы. В результате двигатель менее эффективный, что увеличивает расход горючего на километр.
Для минимизации влияния низкокачественного топлива нужно заливать бензин только на проверенных заправках, особенно в холодный сезон. Использование специальных добавок, которые предотвращают замерзание горючего, также поможет сохранить его свойства.
Роль аэродинамики автомобиля в зимних условиях
Чем выше плотность воздуха, тем сильнее возрастает аэродинамическое сопротивление. Чтобы автомобиль сохранял ровный скоростной режим, как и летом, зимой в сильный холод ему нужно больше горючего на километр пути. Использование дополнительных аксессуаров, характерных для зимнего сезона, может ещё больше ухудшить аэродинамические свойства автомобиля.
Распространённый фактор, который влияет на аэродинамику зимой, — внешние приспособления. К ним относят багажники для лыж, сноубордов или боксы на крыше. Они увеличивают лобовое сопротивление, что приводит к повышенному расходу топлива, особенно на высоких скоростях.
Скопления снега и льда на поверхности автомобиля — ещё одна проблема. Они изменяют обтекаемость кузова, создают дополнительные турбулентные потоки воздуха. Значительные объёмы наледи на крыше и капоте увеличивают вес автомобиля. Это негативно сказывается на топливной экономичности. Регулярное удаление с кузова снега и льда улучшает аэродинамику, снижает общий вес транспортного средства и повышает безопасность движения.
Влияние веса автомобиля на расход топлива зимой
Использование дополнительного оборудования, перевозка сезонных грузов, — всё это увеличивает нагрузку на двигатель и приводит к росту топливных затрат.
Зимой многие водители предпочитают возить с собой дополнительные грузы — песок, лопаты, цепи противоскольжения и другие предметы. Они могут пригодиться в сложных погодных условиях. Несмотря на очевидную пользу этих вещей, их избыточное количество значительно увеличивает общий вес автомобиля. Даже небольшое превышение нагрузки приводит к тому, что двигатель потребляет больше топлива.
Для минимизации влияния веса на расход топлива нужна регулярная проверка багажника и салона на наличие ненужных вещей. Оставляйте только те предметы, которые действительно могут понадобиться.
Зимние нормативы расхода топлива
Как рассчитать расход топлива зимой на 1 км? Для государственных ведомств и структур, организаций различной формы собственности, фирм и компаний со своим автопарком Минтранс РФ устанавливает нормативы, в которых указывает нормы списания топлива в холодное время года. Мы выбрали информацию, которая может быть полезной и для автолюбителей. Приведём следующие данные по зимней норме расхода топлива в таблице.
Субъект РФ (или его часть) |
Срок действия зимних нормативов на топливо (с учётом зимнего перерасхода) |
Увеличение расхода топлива (максимальная величина зимних надбавок в %) |
Москва, Брянская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Калужская обл. и другие |
1 ноября — 31 марта |
10% |
Белгородская область |
11 ноября — 15 марта |
7% |
Северные территории |
1 октября — 30 апреля |
20% |
Полный перечень нормативных документов, которые касаются зимних норм расхода ГСМ на 1 км пути, можно найти на сайте Министерства транспорта РФ или в других ведомственных источниках. Зимние нормативы (напомним, они необязательны для автовладельцев) для тех, кто списывает горючее в каждом регионе, отличаются в зависимости от климатической зоны.
Примерный ориентир — понижение температуры от +4°С. Для автомобилей центральной части РФ даётся перерасход до 10% (норма действует 5 месяцев), в северной части сверхнорма вдвое больше и действует на протяжении 7 месяцев.
Зная эти цифры, можно сориентироваться, насколько увеличивается расход топлива зимой и насколько придётся больше тратить на горючее на каждый километр в этот период. Однако это средний показатель: учитывайте все факторы и нюансы, описанные выше, дополнительные причины.
Калькулятор расхода топлива
Онлайн-калькулятор — удобный инструмент, который помогает водителям контролировать затраты на топливо и анализировать эффективность использования автомобиля без необходимости расчёта по формулам. Пользоваться им очень просто. Достаточно ввести данные о пройденном расстоянии, объёме заправленного топлива и стоимости за литр. Некоторые калькуляторы позволяют рассчитать не только средний расход, но и сумму для разных режимов езды: городского, загородного, смешанного.
Онлайн-калькуляторы, доступные на сайтах и в мобильных приложениях, предлагают дополнительные функции. Среди них — формулы расходов для различных автомобилей, расчёт экономии при использовании альтернативного топлива.
Некоторые калькуляторы интегрируют с бортовыми системами машины. Они автоматически считывают данные о расходе топлива за пройденные километры, делают расчёт, каждый раз предлагают рекомендации для его снижения.
Зимой калькулятор полезен для анализа того, как погодные условия и стиль вождения влияют на расход. Если вы заметили резкий рост затрат, это может быть связано с избыточным прогревом автомобиля или частыми короткими поездками. Анализ и расчёт этих данных помогает скорректировать привычки, чтобы минимизировать расход топлива.
Использование калькулятора полезно и для планирования дальних поездок. Зная расстояние, цену и средний расход топлива, можно заранее рассчитать количество необходимого горючего, стоимость поездки.
Использование технологий для снижения расхода топлива зимой
Современные автомобили оснащают различными техническими приспособлениями, системами. Они помогают водителям экономить топливо даже в сложных зимних условиях.
-
Система старт-стоп. Она автоматически отключает двигатель при остановках, например, на светофорах. Это полезно зимой, когда мотор работает дольше, чтобы поддерживать температуру. Система экономит топливо, сокращает время холостого хода. Но она эффективна только при регулярных остановках в условиях городского трафика.
-
Интеллектуальные системы управления климатом. Зимой водители, как правило, используют отопление. Это увеличивает нагрузку на двигатель. Современные авто оснащают системами, которые оптимизируют работу климат-контроля, поддерживают комфортную температуру при минимальном энергопотреблении. Так, подогрев сидений, руля и лобового стекла потребляют меньше энергии, чем прогрев всего салона.
-
Электронные системы управления двигателем (ECU). Такие системы адаптируют работу мотора к условиям эксплуатации в городе, на загородных трассах. Зимой они автоматически регулируют подачу топлива, учитывая низкие температуры и другие внешние факторы. Это поддерживает оптимальную работу двигателя с минимальными затратами топлива.
-
Режим движения «Эко». Он специально настроен на снижение расхода топлива. В этом режиме снижена чувствительность педали газа, оптимизирована работа коробки передач и ограничена мощность двигателя. Такой подход позволяет экономить топливо без значительных потерь в динамике.
Не стоит забывать о гибридных машинах, которые становятся всё более популярными. В условиях зимы их эффективность снижается из-за работы систем отопления. Но правильное использование предзапуска отопления, например, при подключении к зарядке, экономит заряд и топливо.
Зимой неизбежно увеличивается расход горючего из-за множества факторов: прогрева двигателя, сопротивления дорожного покрытия, использования дополнительных систем и снижения давления в шинах. Чтобы минимизировать перерасход, важно своевременно проверять техническое состояние автомобиля, поддерживать оптимальное давление в шинах и использовать качественное топливо. Также снизить затраты на горючее даже в сложных погодных условиях помогут рациональный стиль вождения и использование современных технологий.